Ландшафтный дизайн в различные эпохи
В каждую эпоху преобразование паркового ландшафтного дизайна шло по своеобразным законам. Вот несколько интересных примеров из теоретических положений 18 и 19 вв., которые показывают своеобразные и разные по своему характеру трансформации ландшафтного дизайна. Так, тонкий английский мастер Рептон, сохраняя природный характер ландшафтного дизайна, преобразует только отдельные пейзажи незаметными для зрителя нюансами, а Гонзаго и Пюклер переделывают лес в парк вырубкой одних насаждений и подсадкой других. Этим приемом создаются интереснейшие и разнообразные пейзажи парков Павловска и Мюскау. Третий прием – создание совершенно нового ландшафтного дизайна парка Тростянец в степном безлесном районе Украины. Приемы разные, но идея общая – создать новый парковый ландшафтный дизайн внегородских насаждений.
Рептон – английский теоретик и практик ландшафтного искусства 18 в. Он оказал значительное влияние на развитие декоративного садоводства в Англии. В каждой пейзажной картине живой природы так же, как и в живописи, Рептон видел три плана. Наиболее активно ландшафтный архитектор использует первый план, его можно менять, преобразовывать. Второй план – средний, создающий глубину и перспективу, решается более крупно и свободно. Третий план служит только фоном, естественным ландшафтом, который менять нельзя.
Уравновешенность, соразмерность, масштабность и последовательность композиции – основные законы построения паркового ландшафтного дизайна.
В своих трудах Рептон давал наглядные картины изменения природного ландшафта. Он был неутомим в изучении местности, для того чтобы потом на этой основе произвести улучшения. Он говорил, что естественная красота природы часто бывает, скрыта от человека и задача архитектора – раскрыть ее. Красоту ландшафтного дизайна создают пересеченный рельеф, камень, вода и лес. Но часто деревья, перерастая, скрывают рельеф или воду, и чтобы открыть эту скрытую красоту, нужно только убрать высокие деревья, а воде не давать уходить в землю, преградив ей путь плотиной.
Прямые контуры поляны не дают перспективы, поэтому, прорубив массив и создав кулисы, можно получить прекрасную глубокую перспективу на главный объект. Большое внимание Рептон уделял именно глубине перспективы в пейзаже. Он рекомендовал на заднем плане сажать низкорослые деревья, достигая эти приемом зрительного удаления. Для того чтобы связать участок с природой и создать впечатление свободы, его ограждение не должно быть видимым, оно может быть либо спрятано в ров, либо искусно замаскировано зеленью.
Красоту английского пейзажа составляет служащий пастбищем большой травянистый луг, который нужно всегда выделять. Домашний скот – корова или овца – обязательный элемент каждой пейзажной картины Рептона, создающий характерную для романтических настроений 18 в. идиллию.
Извилистая, криволинейная аллея, господствующая в английском саду, позволяет каждый раз изменять вид. В изменении вида помогает учет освещения пейзажа. Листья, освещенные полностью, кажутся матовыми, листья со светом, направленным сквозь листву, кажутся прозрачными. Фактура листа у одних растений создает впечатление шелка, у других – сукна или бархата; одни листья нежны и гладки, другие – шероховаты и колючи.
Для создания рамки первого плана пейзажа учитывается величина растений: высокие деревья образуют рамку над головой человека, низкие растения дают нижнюю рамку. Рептон считал, что первый план около здания или дороги, с которой открывается пейзаж, требует некоторых регулярных элементов в виде партера, перголы или стриженых форм. Этот элемент регулярного сада в большом парке как бы подчеркивает волевое участие архитектора в изменении природы. Природа служит моделью, которой художник следует, но не копирует ее.
Характерно, что Рептон видел пейзаж с одной, определенной точки как живописную картину и создавал ряд различных панорам.
Для пояснения своих положений Рептон сделал альбом, в котором наглядно показал, как изменяется ландшафтный дизайн участка при проектировании насаждений. В альбоме показаны существующие пейзажи и отдельные виды, и ландшафтные проекты их улучшения путем некоторого изменения контуров насаждений, вырубки групп деревьев, закрывающих дальние перспективы, увеличение водоемов и т.п. На прилагаемом примере, взятого из этого альбома, показано, как усиливается глубина перспективы ведущей к дому открытой поляны благодаря изменению обрамляющих эту поляну насаждений. Уничтожение прямой линии посадок, организация кулис из групп деревьев создает глубокую перспективу, которая читается как со стороны дома, так и со стороны нового водоема. Рамку открывающегося вида образует группа деревьев: с правой стороны – существующих, с левой стороны – вновь подсаженных.
Павловск. На примерах русского садово-паркового искусства 18 в. можно также проследить мастерское преобразование природного ландшафта средствами парковой композиции. Наиболее ярко выражено это преобразование в Павловском парке под Санкт-Петербургом. Умелое использование рельефа, воды, зеленых насаждений и расстановка архитектурных сооружений в ландшафтном дизайне создают неповторимые пейзажи Павловска.
История Павловска очень интересна. Ландшафтное строительство парка пережило три эпохи и связано с именами трех крупных зодчих – Камерона, Бренна и Гонзаго. В основном Павловск использовался как частное владение царской семьи, и поэтому не получил той парадности и репрезентативности, которая присуща другим резиденциям царской фамилии в окрестностях Петербурга.
Первый создатель парка – Камерон – на месте бывших охотничьих угодий наметил основы ландшафтной композиции парка, где отдельные участки регулярной планировки и включение ряда классических построек (колоннада Аполлона, храм Дружбы) не нарушали общий характер естественного пейзажа. В следующий период архитектор Бренна постарался придать парку более парадный вид для проведения празднеств и официальных приемов. Он включает в парк геометрические композиции – партеры, лесные участки со звездообразным решением дорожной сети, а также множество каменных лестниц, террас, скульптур и павильонов. Поблизости от дворца создается даже большой плац для военных занятий – Парадное поле. Эти включения придали отдельным районам парка несвойственные ему черты официальности.
В начале 19 в. над ландшафтной композицией Павловска работает прекрасный декоратор и живописец Гонзаго. Он завершает отдельные ландшафты парка, решая их по принципу театральных декораций, и создает новые великолепные участки Белой березы и Парадного поля (на месте бывшего военного плаца).
Большая площадь парка (506 га) едина по ландшафтной композиции, подчиненной единственным природным условиям, хотя и разбита на ряд картин и пейзажей.
О.А. Иванова в своей книге «Павловский парк» условно разделяет парк на 7 районов: 1) долина р. Славянки (85 га); 2) Парадное поле (30 га); 3) Белая береза (250 га); 4) Большая звезда и Краснодолинные пруды (130 га); 5) Старая Сильвия (4 га); 6) Новая Сильвия (2,5 га); 7) придворцовый район (4,5 га).
Эти районы разнятся не только по площади, но и по приемам решений. Они то едины и крупны, как район Белой березы, то многообразны и мелки, как придворцовый район. Кроме того, они создают ряд отдельных картин, то веселых, то мрачных, то парадных, то интимных. Это разнообразие отдельных видов достигается средствами ландшафтной архитектуры – планировкой дорожной сети, группировкой насаждений, размещением архитектурных сооружений и малых форм.
Рельеф территории Павловска мало выразителен. Только долина р. Славянки имеет разницу рельефа в 5-8 м, поэтому эта долина с водным ожерельем из запруд является как бы основной композиционной осью парка. Берега речки великолепно использованы для раскрытия перспектив и для постановки разнообразных сооружений. Большинство других районов, расположенных на ровной местности, примыкают к долине и представляют собой систему закрытых (лесных) и открытых (полян) пространств.
Павловский парк создан на базе естественного лесного массива с малым количеством пород. Основу парка (40% его породного состава) составляют сосна, ель, дуб, липа и береза, а всего парк насчитывает до 20 пород деревьев. Искусная группировка деревьев, умелое сочетание пород в отдельных группах, контрастность форм, цвета, фактуры создают большое разнообразие в восприятии пейзажей.
Побывавший в России французский пейзажный архитектор 19 в. Андре писал в своем труде «Искусство садоводства» о поразившем его умении русских садоводов оперировать небольшим количеством пород. В садах б. Царского села местные породы – тополь, дуб, сосна сибирская, береза, пихта – произрастали в лесу. С этими немногими породами достигнуто необыкновенное разнообразие в группировках и одиночных посадках, в создании кулис, оформлении просек и опушек, перспектив. Одни березы сочетаются, как пишет Андре, «на сто манер».
В Павловском парке следует отметить искусную планировку дорожек и аллей, различных по своему профилю и начертанию. Характер планировки меняется в зависимости от района. Более плотная сеть дорог и их направление определяют значение отдельных видовых участков.
Несмотря на большую роль дворца в парковой композиции, он все же не является основной доминантной парка. Гораздо большее значение имеют открытые поляны и долины парка, которые как бы связывают воедино все отдельные районы.
Большое количество всевозможных парковых сооружений – дань времени романтического сентиментализма – не нарушает парковую композицию, а подчиняется природным данным ландшафта. Так, район Белой березы создан без сооружений. Композиционным центром пейзажа служит группа белых берез, а весь ландшафтный дизайн территории создан Гонзаго методом вырубок и подсадок.
Павловский парк – яркий пример разделения парка на отдельные ландшафты, где каждый ландшафтный район состоит из системы сменяющихся пейзажей – темные лесные пейзажи и солнечные светлые поляны, замкнутые площадки и открытые просторы долин. Различные участки, открывающиеся с поворотов дорог, не дробят общий ландшафт, а только разделяют его на отдельные виды. У каждого ландшафтного района Павловского парка есть своя доминанта – это либо долина р. Славянки, либо открытые просторы района Белой березы.
Преобразование ландшафта в парковом искусстве в каждую эпоху велось по-разному. Если в 18 в. это преобразование идет по линии включения в пейзаж романтических затей, то в 19 в. оно становится более «натуральным». Но всякий раз пейзаж воспринимается как некая картина, которую нужно изменить.
Мюскау. Типичный загородный парк 19 в. – парк Мюскау на р. Нейсе (граница Германии и Польши). Живописная долина р. Нейсе с прилегающими возвышенностями, небольшими парковыми насаждениями, полями и теплыми ключами в течение нескольких десятилетий была превращена в большой парк площадью несколько сот гектар.
Подобно тому как Жирарден построил по описаниям природы Руссо в «Новой Элоизе» парковые ландшафты в Эрменонвиле, художник Ширмер по описанию Пюклера, основателя парка, делал эскизы, по которым в природе создавались пейзажи. Для того чтобы ускорить изменение существующего ландшафта, были посажены группы взрослых деревьев, пересаженных вместе с землей.
В начале 20 в. парк стал таким, каким представлял его себе Пюклер. В течение долгих часов прогулки по парку пейзаж его постоянно меняется. Рощи, луга, группировки насаждений, водоемы создают пейзажи, где свет и тень и разнообразная цветовая гамма еще более усиливают смену впечатлений.
Вся дорожная сеть Мюскау еще больше раскрывает и подчеркивает открывающиеся виды. «Сад – это картинная галерея большого масштаба, а картина должна иметь рамку. Поэтому большое искусство провести дороги так, чтобы они были рамкой пейзажа» - говорил Пюклер.
Никаких зданий, кроме замка, нет. Пюклер сумел преодолеть сентиментальность парка 18 в. с его руинами и изобилием малых форм. Однако вкус изменил Пюклеру при создании малого сада около дома. Этот «сад удовольствий», который должен был контрастировать с окружающим ландшафтом и давать максимум «уюта» и «элегантности», карикатурен. Применение ковровых клумб в виде корзинок, рогов изобилия, звезд, кругов и прочих геометрических форм создает необычайную пестроту и безвкусицу. Впервые примененные здесь ковровые цветы стали широко применяться в конце 19– начале 20 вв. при оформлении парков и садов.
Тростянец. Если Павловский парк создан на базе естественных лесных массивов с ограниченном ассортиментом пород и при преобразовании его пейзажей приходилось действовать методом рубки и подсадки, то примером создания парка в безлесной местности может служить дендропарк Тростянец в Украине, на юге Черниговской области.
Тростянец – удачный опыт облесения черноземных степей, образец прекрасного преобразования природы. Этот парк, где применен разнообразный ассортимент с ценными видами и садово–декоративными формами, заслуженно считается одним из красивейших пейзажных парков.
Освоение территории парка было начато в 1834 г., в годы увлечения любителей паркового искусства интродуцированием древесных и кустарниковых пород. Основой для создания парка была выбрана широкая балка с маленьким ручейком, где была устроена система прудов общей площадью до 10 га. Путем искусственной подсыпки монотонный, почти ровный рельеф был преобразован в живописный холмистый рельеф с высотой некоторых горок до 30 м. Насаждения высаживались крупными участками с однородным составом древесной растительности. Поляны и их опушки в дальнейшем тщательно обрабатывались декоративными породами. Вокруг парка были посажены рощи, защищающие парк от ветра. Эти лески на открытой равнине вызывают у посетителя ощущение смены ландшафта, подготавливают его к восприятию огромного лесного массива – чудесного зеленого острова в степи. Общая площадь парка 136,8 га, из них 10,47 га занимают водные поверхности, 101,06 га – древесно-кустарниковые насаждения и 49,47 га – газон.
Композиции насаждений прекрасно продуманы. Разнообразные по очертаниям и оформлению поляны, водные поверхности, лесные массивы связаны единым замыслом. Их пейзажи постепенно раскрываются благодаря удачно проложенным дорогам. Несмотря на богатый ассортимент (липа, дуб, клен, береза, ильмы, рябина, ель, пихта, сосна, туя, можжевельники) – всего более 600 видов и садово-декоративных форм деревьев и кустарников – насаждения парка не утомляют своей пестротой. Каждый участок насаждений сгруппирован по особому замыслу. Это либо однородные группы деревьев, собранные букетами, либо плотные заросли темных елей, либо ажурные, просматривающиеся насквозь рощи. Богатый травянистый покров, где произрастают многочисленные цветущие травы – ландыш, фиалка душистая, медуница и др., обогащает цветовую гамму открытых и закрытых ландшафтов парка.
В парке нет украшающих архитектурных элементов – павильонов, скульптур. Все разнообразие здесь достигнуто путем композиции зеленых насаждений, рельефа и воды. Дендропарк Тростянец, превращенный в настоящее время в заповедник, - настоящий музей живой природы.
Все описанные примеры говорят о преобразовании природы в различные эпохи. Ландшафтное проектирование современных объектов мы должны учитывать, в прошлом парковые композиции создавались для привилегированных классов и были рассчитаны на небольшое посещение. Поэтому мы можем и должны изучать общие композиционные приемы, отдельные группировки насаждений, методы работ по преобразованию ландшафта, но все это необходимо творчески перерабатывать с учетом массового посещения современных парков и разнообразия его составных элеметов.