Методы благоустройства жилых территорий
Удобная доступность объектов повседневного обслуживания. Благоустройство жилых территорий обеспечивается удобной доступностью объектов повседневного обслуживания. В соответствии с действующими нормами, максимальное от жилых домов до учреждений и предприятий периодичного обслуживания (центр жилого района) не должно превышать 800-1200 м при обеспечении возможного подъезда на общественном транспорте; расстояние до объектов повседневного обслуживания (центр микрорайона) - 500 м; до объектов приближенного обслуживания (первичные потребности) - 250 - 500 м. Остановки массового пассажирского транспорта должны быть расположены на расстоянии не более 400 м от жилых домов. В районах усадебной застройки эти показатели увеличиваются на 30-50%.
В пределах жилых территорий размещаются площадки для игр детей разного возраста, отдыха взрослых, спортивно-оздоровительных занятий, озеленение места тихого отдыха. При их размещении обеспечивается их шумо- и пылезащита, нормативная инсоляция, аэрация.
Рекомендуется, чтобы расстояние от площадок разного функционального назначения до окон жилых и общественных зданий было не менее:
- для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста - 12 м;
- для отдыха взрослого населения - 10 м;
- для занятий физкультурой (в зависимости от шумовых характеристик) - от 10 до 40 м;
- для хозяйственных целей - 20 м;
- для выгула собак - 40 м.
Расстояния от площадок для сушки белья не нормируются; расстояния от площадок для мусоросборников до физкультурных площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых, а также до границ детских дошкольных учреждений, лечебных учреждений и учреждений питания следует принимать не менее 20 м, а от площадок для хозяйственных целей до наиболее удаленного входа в жилое здание - не более 100 м (для домов с мусоропроводами) и 50 м (для домов без мусоропроводов).
Психологически комфортные условия проживания населения обеспечиваются оптимальной плотностью застройки, достаточное озеленение жилых территорий, размерами и пропорциями дворовых пространств. Жилая среда должна иметь пространственные параметры, сомасштабные человеку. Соизмеримой с масштабом человека считается жилая застройка этажностью до 5 этажей.
Транспортное обслуживание жилых территорий. Сеть улиц и проездов обеспечивает внутренние связи в пределах жилых градостроительных образований и внешние связи - с общественными центрами, местами приложения труда, местами отдыха.
Жилые районы, ограниченные магистралями городского и районного значения, разделяются улицами (иногда с линиями общественного транспорта) на микрорайоны и кварталы. Последние изолируются от транзитного транспорта, что позволяет обеспечить посещение учреждений и предприятий приближенного и большей части повседневного обслуживания без пересечения улиц.
Транспортное обслуживание микрорайонов, крупных кварталов организуется путем трассировки улиц местного значения в виде петель, колец, исключающих транзитное движение, и тупиковых подъездов к жилым зданиям, гаражам и автостоянкам.
Въезды в отдельно стоящие подземные гаражи и паркинги и выезды из них должны быть удалены от окон жилых зданий, рабочих помещений общественных зданий и участков школ, детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений не менее чем на 15 м.
При создании автостоянок важно использование средств ландшафтной архитектуры и ландшафтного дизайна - размещение зеленых экранов из кустарников, рядов деревьев для масштабного и функционального разграничения пространства, других приемов озеленения, позволяющих снизить дискомфорт, испытываемый человеком от постоянного контакта с автомобилем в городской среде.
Расстояния от обособленных площадок для автостоянок до жилых и общественных зданий, а также до границ участков размещения отдельных объектов, следует принимать не менее приведенных в табл. 1.
Таблица 1. Расстояние от гаражей, паркингов и автостоянок до жилых зданий
Здания и границы участков, до которых определяется расстояние |
Расстояние от стен гаражей, паркингов и границ открытых автостоянок при числе легковых автомобилей, м |
||||
10 и менее |
11-50 |
51-100 |
101-300 |
301 и более |
|
Жилые дома |
10 |
15 |
25 |
35 |
50 |
Торцы жилых домов без окон |
10 |
10 |
15 |
25 |
35 |
Стоянки для автомобилей инвалидов должны располагаться на расстоянии не более 50 м от входов в секционные жилые дома, в общественные здания и сооружения.
Для защиты жилых зданий и придомовых территорий от шума и загазованности от автомобильного транспорта используются специальные приемы взаимного размещения зданий и автомагистралей, озеленения, благоустройства, ландшафтного дизайна, моделирования рельефа.