Ландшафтный дизайн территории сада
Как мы уже отмечали, в пейзаже ландшафтного дизайна сада особое значение приобретает каждая деталь, организующая пространство и создающая многообразие в восприятии отдельных видов, перспектив и форм.
Покрытия
Один из важных элементов в ландшафтном проектировании сада – фактура поверхности. Сочетание гладких бетонных плит, ровной поверхности газона, гравия, кирпича, щебенки, деревянных торцов и прочих материалов может создать необыкновенное разнообразие и обогатить участок. Не только использованные для покрытия участка материалы, но и графика тени от тонкой перголы, пересекающей как светлые квадраты бетонных плит, так и газон, создают великолепную фактуру поверхности. Особое мастерство в покрытиях небольших участков можно наблюдать в садах ландшафтного дизайна Японии. Сочетания плит, прямоугольных, круглых и неправильной формы, крупных и мелких, темных и светлых, дают бесчисленное количество комбинаций, а сероватый мох, газон и земля разнообразят цветовую гамму.
Наши сады ландшафтного дизайна больше всего проигрывают от однообразного и примитивного решения поверхности дорожек и площадок, которые занимают очень большую площадь ландшафтного дизайна сада. Приведенные на практике примеры покрытий убеждают, что можно достичь большого разнообразия, сочетая в разных комбинациях различные материалы. Бетонная плитка прямоугольных очертаний в комбинации с кирпичом, кирпич в комбинации с деревянными брусками, деревянные бруски в комбинации с каменными плитами или щебенчатым покрытием создают красивые по рисунку и цвету покрытия; их можно применять в зависимости от назначения дорог.
Очень мягкие и приятные для ходьбы покрытия получают из деревянных торцов, этот материал когда-то широко применялся. Для небольших дорожек целесообразно использовать плиты неправильной формы, уложенные на песчаную подушку. Широкие швы заполняются землей и засеиваются газоном, что придает интимный и живописный характер местам для тихого отдыха. Интересную фактурную поверхность можно получить в покрытии, где круглые плиты разной величины с цветной галькой, вдавленной в бетон, слегка выступают над основной засыпанной гравием плоскостью. В саду ландшафтного дизайна асфальтовые покрытия также не рекомендуются, как и в больших парках. Особенно они противопоказаны на площадках для детских игр.
Борта в виде бетонных блоков в малом саду ландшафтного дизайна очень нежелательны; они создают грубую линию ограничения дорожки или площадки, тогда как любые участки или плоскости сада должны органично сливаться одна с другой.
Геопластика рельефа
Особую роль при разработке проекта ландшафтного дизайна малого сада играет рельеф. К сожалению, в нашей практике мы сталкиваемся с полным разрушением естественного рельефа и выравниванием его под одну отметку. Мы не извлекаем пластичные возможности данного участка, а вместо того чтобы подчеркнуть, стараемся уничтожить. Земля в насыпях и холмах оживляет участок и служит защитой от ветра и шума, прикрывает некрасивые виды, создает фон и может быть использована либо для разных игр детей, либо в декоративных целях.
Занижение и завышение территорий создает микрорельеф, который может изолировать отдельные пространства, усиливать композиционные точки и помогать ориентации на участке. Каменная горка с цветами, зеленый холмик с мягкими склонами, покрытыми газоном, плоские террасы геометричных или криволинейных форм и, наконец, просто отдельные заниженные площадки помогут придать разнообразие решению пространства ландшафтного дизайна малого сада. При разнице в уровнях очень важным элементом ландшафтного дизайна сада являются лестницы. Так же как и покрытия, они могут быть сделаны из различных материалов – кирпича, каменных блоков и дерева. В сочетании с камнем, цветами, ампельными и стелющимися растениями такие лестницы будут украшать ландшафтный дизайн сада, придавая ему живописность.
Особенно следует рекомендовать применение круглых деревянных торцов, как для лестниц, так и для небольших площадей покрытий на участках для детских игр. Нарезанные круглые бревна, уложенные на песчаное основание, создают прекрасное покрытие. Оно может служить для игр, на нем можно сидеть, оно приятно для глаз, так как хорошо сочетается с поверхностью земли, стволами деревьев, фактурой листьев и цветов.
Большой декоративный эффект в ландшафтном дизайне малого сада имеет устройство альпийских горок, создающих очень интересную пластику рельефа. Для этого можно использовать откосы и подпорные стенки или насыпать искусственные горки и холмы. Каменистые сады целесообразно устраивать на освещенных солнцем склонах. На каменистых участках высаживаются кустарники, луковичные, многолетние цветочные растения, папоротники, мхи и почвопокровные растения. Следует избегать особо высокорослых и пышноцветущих растений.
На малой площади под ландшафтный дизайн можно сконцентрировать большое количество растений с разнообразными листьями и цветами; декоративный эффект увеличивается умелым подбором камней. Достоинство каменистых садов заключается в том, что неудобные по рельефу участки (откосы, выходы каменной породы и пр.) можно сделать интересными, применив сочетания травянистых растений и кустарников с камнем и пластичной обработкой рельефа. Кроме того, такое озеленение является и экономичным, так как основу его составляют малотребовательные многолетники. Могут быть выходы осадочных пород слоями по склону, валунные или плитняки на перепадах рельефа и пр.
Природные факторы должны подсказать решение каменистого сада. Искусственное террасирование участка может дать интересный фон в виде каменных стен. Размещая камни, следует учитывать рельеф и стараться придать их группировкам естественный характер. При употреблении плитняка его слои должны быть расположены в одном направлении и под одним углом как при природном обнажении. Особо красивые камни, покрытые мхом или лишайником, следует укладывать на видные места. Камни должны быть разнообразными по типу и величине, но не слишком мелкие. Одинаковые и мелкие камни образуют монотонные группировки в ландшафтном дизайне.
Применяя группы из нескольких камней с землей и растительностью, можно создавать естественные композиции в ландшафтном дизайне. Материал для каменистого уголка должен быть однородным. Ступеньки должны быть из того же камня, что и группы. Камни должны как бы расти из-под земли. С особым мастерством используются камни в китайских и японских садах. В Китае камень, поставленный на постамент, заменяет скульптуру, из камня выполняются сложные композиции ландшафтного дизайна – утесы, скалы, облака, лестницы, альпийские горки. Камень имеет большое значение в объемно-пространственном построении ландшафтного дизайна сада и сочетается с водоемами и растительностью.
При выборе камня – скульптуры к нему предъявляют очень строгие требования. Он должен быть достаточно высоким – от 1 до 5 м; все стороны камня должны быть красивыми, а верхняя его часть несколько шире нижней для создания иллюзии большей легкости. Такие камни не окружаются растениями.
Группам камней придают свободные ландшафтные композиции, которые обычно комбинируются с деревьями или водоемами. Расположение камней должно создавать впечатление, что деревья пробились между ними. Светлые камни хорошо сочетаются с сосной бунге, имеющей прямой серебристый ствол, темные изрезанные камни – с горной сосной с ее искривленным стволом и пушистой кроной. Группировка камней по существу делается по тем же законам, что и группировка деревьев. Повороты дорожек вызваны группами камней, создающих своеобразные естественные препятствия, которые нужно обойти. Иногда группы камней либо размещаются как экран для перехода от одной картины к другой, либо служат передним планом для компоновки ландшафтного дизайна определенной картины, или же обрамляют лестницу, которая в этом случае выглядит естественной, природной тропинкой.
При сочетаниях камней с водоемами они свободно группируются с влаголюбивыми растениями – ирисом, ивой и т. д. Хороши свободные переходы через ручей в виде отдельно лежащих плоских камней. Искусственные альпийские горки делаются либо целиком из камней – с ущельями, утесами, каскадами и гротами, либо из земли с камнями. В грунте среди камней высаживаются рододендроны, розы, клематис, плющ китайский и глициния.
В Японии искусство каменистых садов достигло еще большей изощренности. Сочетания песка, гравия, камня и невысоких растений создают сложные пространственные композиции в ландшафтном дизайне территорий, где играет роль каждый вертикальный и горизонтальный элемент ландшафтного дизайна. Раскладка камней и плоских плит, рисунок на песке, сделанный граблями, мягкие подушки седумов, напоминающие по форме камни, круглые булыжники, мелкая галька, песок – сколько возможностей для создания разнообразия по фактуре, цвету и расположению этих материалов!
Горный участок ландшафтного дизайна территории (около 5 га), выполненный в Ботаническом саду Академии наук России в Москве. Искусственные холмы с разницей отметок до 11 м располагаются вокруг небольшого водного протока, впадающего в пруд. Вся долина открыта к югу, поэтому склоны имеют хорошее освещение. Растительность горного сада строится на сочетании лиственных и хвойных деревьев и кустарников с травянистыми. Фоном служат группы лиственниц и сосны с вкраплением карельской березы. В долине у водоемов высаживаютсяотдельные экземпляры ивы и ивы кустарниковой (серой и стелющейся).
Ряд небольших холмов обрамляется разнообразным кустарником, на фоне которого выделяются крупные пятна травянистых, подобранных по времени цветения. Маленький водоем оформляется и водными растениями.
Большие пространства газона, группы деревьев и кустарников создадут хороший фон для ландшафтных композиций камней в сочетании с серо-голубой ясколкой, желтоватыми седумами, розово-фиолетовым чабрецом.
Водоемы
Для участков ландшафтного дизайна малого сада характерны небольшие водоемы. Они могут быть свободной формы с протоками или прудами в комбинации с описанным выше каменистым садом. Водоем может располагаться в затененном деревьями уголке парка. Примером такого водоема служит пруд в парке Кадриорг в Таллине. Небольшой водоем, вода из которого вытекает по каменным уступам, оформлен папоротником, многолетниками и плотной зеленью древесного массива. Узкие плиточные дорожки проходят вдоль воды, подчеркивая свободные контуры водоема. Все оформление ландшафтного дизайна этого уголка придает саду камерный, интимный характер.
Водоемы можно устраивать и в виде плескательных и декоративных бассейнов свободной или геометричной формы. Они могут быть оформлены либо естественным камнем, либо бетонным бортом, которому придают любое очертание и разнообразную фактуру. Очень хороши бассейны для водяной растительности. Вокруг них прокладываются дорожки или плиточный бордюр, по которому можно ходить и который позволяет близко подходить к бассейну для осмотра растений.
Бассейны для цветов можно делать из старых бочек, зарывая их в землю и создавая интересные круглые декоративные пятна, оживляющие уголки ландшафтного дизайна территории сада. Цветы водяных бассейнов – кувшинки, лилии, малиновые, оранжевые, белые с красивыми кожистыми листьями нимфеи – очень оживляют поверхность воды и могут высаживаться в бетонных ящиках с болотной почвой или в опущенных на дно бассейна корзинах с землей.
Расположенные среди цветов и газона фонтаны с тонкими струями, бьющими из небольших бассейнов, могут украсить любой ландшафтный дизайн сада. Следует избегать сложного скульптурного оформления ландшафтного дизайна территорий. Основную композицию воды нужно строить на разнообразном использовании водяных струй.
Прекрасный ландшафтный дизайн сада, который оживляется введением бассейнов и фонтанов. Маленький ландшафтный дизайн сада (21X14 м), нарисованный Кристофером Тоннардом (1949 г., Ньюпорт, США), отличается большим изяществом и строгостью линий. По периметру сада высажены липы и туи. Основное покрытие – газон, вокруг которого на фоне стриженого буксуса красиво выделяются тонкие светлые струи фонтанов. В центре на темной водной поверхности бассейна, выложенного черным мрамором, сияет золотисто-бронзовая скульптура. Несколько приподнятые неправильной формы клумбы из стелющегося плюща с лимонно-желтой вьющейся тунбергией кое-где оформлены летниками – пурпурными и белыми петуньями и гвоздиками. В ландшафтном саду минимальными средствами достигнуто большое разнообразие.
Цветочное оформление
При ландшафтном проектировании небольшого участка малого сада цветочное оформление приобретает особое значение. Цветы - это необходимая деталь ландшафтного дизайна любого сада, которая рассматривается вблизи. В связи с этим при небольших размерах сада и при возможности близко подойти к цветам их декоративные качества особенно заметны. Группы, живые изгороди, рядовые посадки растений, как элементы ландшафтного дизайна парковых композиций, в пространстве малого сада применяются главным образом в качестве фона, на котором воспринимаются отдельные детали.
Большие цветочные композиции – партеры, сложные узоры или свободные массивы цветов на полянах – для ландшафтного дизайна малого сада не характерны. Ковровые цветы в цветочных орнаментах или в клумбах геометрических форм могут применяться лишь на скверах среди городской застройки, перед общественными зданиями. Как правило, в малом саду используются группы из однолетних и многолетних цветов, полосы рабаток, смешанные бордюры и специальные садовые устройства в виде альпийских горок, розариев или георгинариев.
Рабаткой называется полоса цветов, размещенная вдоль дорожки или площадки на расстоянии от 30 до 70 см до края. Наиболее употребительны рабатки шириной от 30 см до 1,2 м. Узкие рабатки представляют простой рисунок из цветущих растений. Он состоит из параллельных полос растений, подобранных по художественным признакам. Для обогащения общего рисунка рабатки вводятся небольшие акценты в виде одиночных растений. В некоторых случаях рабатки делаются с разрывами и состоят из повторяющихся частей. Ассортимент цветочных растений, применяемый для рабаток, может включать летники, ковровые цветы и некоторые виды из многолетников (арабис, тюльпаны, нарциссы, примулы).
Смешанный цветочный бордюр в течение последних лет получил широкое распространение при оформлении ландшафтного дизайна сада. Его происхождение связано с развитием рабатки, а сам прием является формой свободной трактовки рабатки. Бордюр располагается вдоль аллеи или дорожки. В этом его основное сходство с рабаткой, но он имеет и ряд отличий.
У смешанного бордюра, как правило, криволинейный контур, с естественным размещением растений, в то время как рабатка – прямолинейна. Бордюр имеет ассиметричный поперечный профиль, при котором более высокие растения в общей полосе размещаются дальше от зрителя, а более низкие – ближе к аллее или площадке, создавая, таким образом, наклонную линию поперечного профиля. У рабатки же обычно симметричный профиль. Размещение растений в продольном направлении в смешанном бордюре повторяется как в отдельных растениях, так и в их комбинациях. Иногда повторяющиеся растения размещаются в ином порядке своего начального расположения, допуская колебания и в отношении интервала, и в части ассортимента. Принимаемая ширина смешанного бордюра значительно превосходит ширину рабатки и бывает не меньше 1,5 м, а его максимальная ширина, включая кустарниковую стенку, достигает 5 м.
Использование в цветочном бордюре большого числа видов растений дает возможность так подобрать и разместить растения, что растения в цветочном бордюре будут цвести в течение всего сезона, сменяя друг друга.
В отдельных случаях размещение некоторых растений в смешанном бордюре в продольном направлении может иметь строгий, с определенным интервалом порядок, нарочитость которого ослабляется криволинейностью траектории расположения всей цветочной композиции ландшафтного дизайна.
Для цветочного бордюра необходим однообразный фон, на котором проектировалась бы вся разнообразная масса растений. Этот фон дает однородный и обычно формованный кустарниковый ряд с листвой темного тона, создающий необходимый контраст со свободной системой расположения цветов бордюра.
Для фона хорошо применять боярышник, сирень, кизильник и ель обыкновенную, выстриженную на высоту до 1-1,3 м. Между кустарником и линией цветов необходимо создать интервал не менее 50 см, используемый при техническом обслуживании посадок растений. В этом интервале рекомендуется устраивать узкую служебную дорожку.
Полоса цветочных посадок в данном приеме композиционно разбивается на три полосы: полоса высоких посадок – 1 м и выше, полоса средних посадок – 60 см и полоса низких посадок – 25 см.
Граница смешанного бордюра со стороны аллеи должна находиться не ближе 40 см от аллеи и может иметь более извилистый характер своего начертания в натуре, чем основная ось общей системы посадок растений. Поверхность между краем аллеи ландшафтного дизайна сада и ближайшей границы бордюра – полоса хорошо стриженого газона. Бордюр может быть односкатный (описанный выше тип) и двухскатный (как бы два совмещенных бордюра первого типа). Для второго типа бордюра кустарника для фона не требуется.
Обозначим смешанный бордюр, окаймляющий дорожку в ландшафтном дизайне. Построение этого бордюра, расположение отдельных групп цветущих растений дают прекрасный эффект в течение всего сезона. На проекте ландшафтного дизайна представлено весеннее цветение. На фоне стриженой изгороди высажены разные по высоте цветы и кустарники. На первом плане примулы, тюльпаны, иберис, фиалка, затем диклитра, калужница, аквилегия, дальше цветущие кустарники – рододендрон, магнолия, дерен цветочный, форзиция создают прекрасную многокрасочную композицию ландшафтного дизайна территории.
Дан смешанный бордюр, который проектируется на фоне забора. Его ассортимент подобран из многолетних долгоцветущих растений с преобладанием голубых, желтых и белых цветов. Цвет листвы варьируется от блестяще-зеленой розетки агапантуса до бледно-желто-зеленого цвета седумов, от серовато-зеленой листвы лаванды и акации до серебряных зарослей полыни. Здесь цвета и оттенки, как цветов, так и листвы интересны с ранней весны до поздней осени. Обширный ассортимент показан на большом бордюре, где выделено весеннее, летнее и осеннее цветение. Как видно из этого примера, смешанный бордюр наиболее декоративен в весенний и летний периоды.
Весной основой цветового оформления бордюра являются рано зацветающие кустарники: дафна (волчьи ягоды), которая еще до появления листьев покрывается разовыми благоухающими цветами, форзиция с золотистым цветущим убором, несколько позже калина украшается белыми похожими на снежные шариками. К этому добавляются пятна цветущих ирисов, маков, роз, пионов. Наиболее красочен бордюр в летний период, когда его более высокий ряд составляют гемерокалис (лилейник), флоксы, астильбе, дельфиниумы, колокольчики, а более низкий – функции, гвоздики, пенстемона, вероника и бордюр из гейхеры. Осенью бордюр расцвечен астрами и хризантемами, а великолепные и разнообразные по рисунку и оттенкам листья уже отцветших цветов составляют фон.
Располагая очень небольшим количеством наименований однолетних растений, высаживаемых семенами, можно сделать красивое, разнообразное и дешевое оформление ландшафтного дизайна отдельных уголков сада. Так же можно применить в ландшафтном дизайне комбинации из семи названий, примененных в разных вариантах. Циния, цетунья, аллисум, бархатцы высокие и низкие, сальвия, вербена – вот тот небольшой ассортимент, который может дать множество сочетаний.
В комбинации с трельяжной стенкой, увитой вьющимися растениями, такая группа может закрыть неприятную ограду или стену дома. Группа однолетников в комбинации с кустарником оформляет угол террасы, дома, беседки, водоема. При применении живой изгороди в солнечном углу хорошо смягчить ее жесткие контуры свободной посадкой однолетников с яркими пятнами сальвии и циннии на фоне темного кустарника. Очень хорошо оформить цветами большой камень или валун, создав в тихом уголке для отдыха своеобразный цветочной островок, окруженный дорожкой.
Все описанные сочетания цветов предполагают их размещение в группе в определенном порядке по величине и окраске. В каждой группе преобладает одна из пород, образуя яркое, красочное пятно. Первый план ландшафтного дизайна или края группы оформляются более низкими цветами, создающими бордюр.
Иногда создаются сады ландшафтного дизайна с доминированием одного какого-либо цветочного материала – георгинарий или розарий, или с подбором ассортимента определенного времени цветения – весенний или осенний сад. Сады ландшафтного дизайна также могут делиться по преобладающему цвету – голубой, желтый, розовый и т.д. Отдельная клумба геометрической формы – круглая, овальная, прямоугольная, квадратная – или сложной конфигурации, выполненная из летников или ковровых цветов, в настоящее время применяется все реже и реже. Ее заменяют описанные выше всевозможные свободные композиции из цветов.
Из весенних садов следует отметить очень характерные и любимые в средней полосе сады сиреней. Примером такого ландшафтного дизайна сада может служить коллекционный сад сирени на территории дендрария Центрального республиканского ботанического сада Академии наук Украины. Он расположен на главной перспективе дендрария, открывающей широкую панораму на Днепр и заднепровские дали. По проекту ландшафтного дизайна и под руководством Л.И. Рубцова на площади 1,5 га был осуществлен сад с 1572 экземплярами сирени, насчитывающими 177 видов и сортов. Прекрасное расположение сиренгария и его красочность привлекают во время цветения массу посетителей. В это время 300 тыс. кистей наполняют сад благоуханием и представляют исключительное зрелище. Подбор сортов сирени с разным сроком цветения позволяет продлить этот период до 25-30 дней.
Особым законам планировки ландшафтного дизайна подлежит устройство розария. Розарий как элемент ландшафтного дизайна сада часто встречается в больших парках, в скверах и бульварах. Огромное количество сортов роз позволяет создавать интересные композиции из цветов. Комбинирование роз с цветущими многолетниками и летниками нежелательно, так как это создает излишнюю пестроту и плохие цветовые сочетания.
Для розария характерна геометрическая разбивка и очень мелкие участки. К розам приятно подойти поближе, чтобы насладиться их видом и ароматом. Для того чтобы не происходило смешения цвета и сортности, нужно оставлять свободные фоновые участки газона. Необходимость держать под розами черную землю приводит к своеобразным композиционным приемам.
Новый розарий под Таллинном, спроектированный А.Я. Нийне, решен очень интересно: на большом газонном фоне сделан рисунок из правильных шестиугольников, окаймленных бордюром из плит. Эти бордюры служат дорожками, позволяющими подойти к каждому кусту роз, и отделяют черную землю под розами от газонного фона.
Па другом примере розария, выполненного А.С. Кишкис около партера в Кемери под Ригой, применен то же прием членения на небольшие участки. Квадраты 2,2X2,2 м окаймляются дорожкой - бордюром. Розарий находится около площадки отдыха и решается вместе с подпорной стеной со скамьями. Верхняя часть площадки покрыта разнообразными многолетними цветами, скомпонованными в различные группы. На мощеной площадке сделаны небольшие бассейны и фонтаны.
В решениях розариев необходимо правильно использовать все многообразие ассортимента и видов роз, которые могут составлять интересные и разнообразные композиции из цветов. Кустовые, штамбовые, плетистые, вьющиеся, ремонтантные, полиантовые и другие виды роз должны комбинироваться по форме, высоте и окраске. Цветовое решение в розарии более нюансное и мягкое, чем в любом другом цветочном оформлении.
При подборе растений для альпинариев или каменистых садов, о которых уже говорилось выше, нужно учитывать места, где они будут высаживаться: влаголюбивые – на более низких местах, засухоустойчивые - на более высоких, между камнями. Группы цветов создаются из высоких и низких растений. Низкорослые: камнеломки, седумы, молодилы, дерновый флокс и луковичные (белоцветники весенние, шафраны, гиацинты, безвременники) – хорошо чередовать с более высокими: ветренницей, вероникой, мелколепестниками, сушеницей и т.д. Для альпинария подбирают и низкорослые деревья и кустарники: барбарис Тунберга, магонию, карликовые формы сосны и ели.
Кроме цветов очень важны растения с красивой листвой: с серебристо-серой (ясколка войлочная, шалфей серебристый, камнеломка корковая), с зеленовато- серой (тысячелистник серебристолистый, эриогомы, котовники, тимьян ползучий), с синевато- зеленой (гвоздики, молочай кипарисовый, седумы – эверса, скальный), с красно-коричневой (молодилы гибридное и румяное, седум степной, красный). Альпинарий – очень интересная форма цветочного оформления, которая дает экономичный и декоративный эффект. С ранней весны до поздней осени травянистые в разнообразных сочетаниях с камнем и кустарником создают красочные уголки сада и могут применяться на очень незначительных площадях.
В малом саду ландшафтного дизайна в сочетании со стенками, перголлами и трельяжами должен широко использоваться ассортимент вьющихся растений. Живая поверхность из зелени и цветов в малых формах создает в саду дополнительные красочные пятна. Устройство специальных конструкций в виде сетки из деревянных брусков или каменных столбов с деревянными балками, металлических каркасов или сеток, натянутого шнура и других приспособлений в сочетании с разнообразными вьющимися растениями создают интересные ограждения и малые формы, которые заменяют сложные сооружения и могут служить своеобразными пространственными членениями сада.
Вьющиеся растения могут быть применены для оформления подпорных стен, где они высаживаются либо у подножия стены и завивают ее целиком или в определенном ритме, либо в специально оставленных между камнями гнездах с растительной землей. В последнем случае хорошо применять свисающие или ползучие растения. Для поддержки зелени применяются шнуры и рейки или высаживаются растения с присасывающими усиками, не требующие крепления стеблей.
Разнообразные типы ограждений и своеобразных живых изгородей можно получить, завивая зеленью самые простые изгороди из штакетника. Эти изгороди стенки могут дать быстрый эффект для изоляции или затенения площадок. Осветительные мачты, которые очень часто выглядят в ландшафтном дизайне сада чужеродным элементом, могут быть завиты вьющимися растениями, высаживаемыми прямо в грунт, если мачта стоит на газоне, или в специальные ящики на жестком покрытии. Ящики могут быть подвешены и на значительной высоте, и в них высаживается ниспадающая зелень, очень хорошо декорирующая столб. При небольших участках сада, где иногда невозможно посадить древесные породы, вьющиеся растения создают необходимое озеленение. Перголы, беседки, крытые переходы, арки и прочие элементы ландшафтного дизайна сада могут быть сплошьзавиты растениями.
Для вертикального озеленения применяются вьющиеся растения как цветущие, так и лиственно-декоративные. Из однолетних цветущих можно назвать ипомею с крупными колокольчиками цветов, бобы турецкие с длинными цветочными кистями, горошек душистый, настурцию. Цветущие многолетники: гречиха бальджуанская с многочисленными кистями цветов, жимолость, вьюнок, ломонос, розы вьющиеся, плющ даурский и др. Лиственно - декоративные однолетние: хмель японский быстрорастущий, тыква фигурная, многолетние: хмель обыкновенный, виноград амурский и пятилистный, актинидия острая и манчжурская, бриония, древогубец. Этот далеко не полный перечень говорит о большом количестве вьющихся, использование которых дает дополнительные эффекты в оформлении ландшафтного дизайна сада.
В небольшом пространстве ландшафтного дизайна малого сада каждая деталь должна быть хорошо продумана и оправдана. При размещении малых архитектурных форм – будь то беседка или отдельно стоящий камень, поставленный как скульптура – необходимо учитывать их цвет, фактуру, фон, на котором они проектируются, здание, деревья, кустарники, цветы, стриженая изгородь или просто открытое небо.
Членению пространства ландшафтного дизайна сада очень помогает введение декоративных стенок, которые создают изолированные уголки – своеобразные комнаты на воздухе.
Покажем стенки различных материалов; бамбук, деревянный каркас с заполнением из пластика, руберойд и т.п. позволяют создать в комбинации с цветочным оформлением, деревьями и кустарниками прекрасные открытые уголки ландшафтного дизайна. Ограда превращается в «этажерку» с цветами и никак не уродует ландшафтный дизайн территории. В сочетании с интересным покрытием, цветочными бордюрами, горшочками с цветами, садовой мебелью такое пространство действительно становится интерьером.
Обычные беседки могут служить для детских игр, если применить выдумку и использовать интересные материалы. Увитые вьющимися растениями тонкие металлически прутья, поставленные наклонно на основание из грубого камня, крытая соломой тростниковая беседка на дереве прекрасно сочетаются с зеленью и могут быть поставлены как в городском саду, так и в жилом массиве.
Наряду с малыми архитектурными формами, имеющими утилитарное значение, ландшафтный дизайн сада может быть украшен и чисто декоративными предметами – скульптурой, вазой или просто камнем. Эти элементы ландшафтного дизайна сада должны быть особо тщательно продуманы в смысле материала, цвета, фактуры. Часто уголок ландшафтного дизайна сада уродуют скульптуры, плохие по выполнению, да еще выкрашенные в неестественные тона – белый, голубой, золотой, серебряный. Такие скульптуры никак не сочетаются с живым материалом растений.
Однако хорошая скульптура в комбинации с водой, цветами и естественными материалами покрытий сможет сыграть в оформлении ландшафтного дизайна большую декоративно-эстетическую роль. Динамичная скульптура взлетающих из воды чаек на фоне легкого цветного навеса и стенки грубой фактуры – пример удачной композиции ландшафтного дизайна, оформляющей уголок ландшафтного сада в Дзинтари на Рижском взморье. Керамическая терракотовая ваза в сочетании с камнем и многолетниками, поставленная на фоне плотного массива зелени, прекрасно украшает входную часть ландшафтного дизайна сада Чишмиджу в Бухаресте.
Особого внимания заслуживает применение камня в качестве скульптурного оформления ландшафтного дизайна территорий. На приведенном примере ландшафтного дизайна сада в Пекине своеобразные по форме и цвету камни, поставленные на тщательно выполненные постаменты, создают очень интересный скульптурный ряд.
Все детали небольшого участка ландшафтного дизайна малого сада должны служить единой цели – обогащать и иллюзорно увеличивать пространство сада. Искусное построение перспективы ландшафтного дизайна, цветовое решение, разнообразие деталей помогают создать полноценное решение ландшафтного дизайна участка, где посетитель забывает о его действительной площади, находя каждый раз новые и интересные композиционные приемы ландшафтного дизайна.