Камни - важнейший элемент японского сада. В саду в восточном стиле может вовсе не быть растений, но каменные глыбы присутствуют обязательно. На их основе, как на скелете, выстраивается вся композиция. Расположение растений, размер и форма водоемов определяются центральной группой камней.
В восточной философии камень ассоциируется со светлым мужским началом "ян", а в саду композиции из камня повторяют в миниатюре горный ландшафт.
При выборе камней для японского сада нужно руководствоваться прежде всего природным происхождением материала. Чем старше и причудливее выглядит каменная глыба, тем лучше. Хорошо, если над камнем поработала сама природа. Экземпляры изрезанные ветром и песком, сточенные водой ценятся особенно сильно. Ржавчина, мох, включения, углубления, отверстия, трещины - все это только на пользу камню. Глыбы, которые выглядят неестественно, необходимо подвергнуть искусственному старению. На них можно вырастить мох. Обработанные гладкие камни для японского сада не подходят.
При выборе цвета предпочтение отдают глыбам зеленоватого, голубоватого, красного, коричневого и серого оттенков.
Различают 5 форм камней: статуя, низкая вертикаль, плоский, лежачий и изогнутый. Важно, чтобы отдельные камни сочетались друг с другом, остальными элементами сада и идеально вписывались в ландшафт.
Для построения композиций из камня японцы создали целое искусство расстановки камней - сутэ-иси. В соответствии с принципами этого древнего искусства камни нужно расставлять по саду группами по 3, 5, 7 штук. В каждой группе должен быть главный самый высокий камень (омо-иси). Слева и справа от него располагаются меньшие по размеру боковые камни (ваки-иси) таким образом, чтобы композиция имела форму разностороннего треугольника. В соответствии с буддистским принципом «сильной руки», то есть движения слева направо, длинная сторона треугольника должна быть обращена к зрителю, короткая должна находиться слева, а средняя – справа. В композициях из пяти камней к главному и двум боковым добавляются передний (хикаэ-иси) и выглядывающий (микоси-иси) камни, устанавливаемые соответственно перед и за основной группой.
В больших садах делают несколько групп камней. Второстепенные группы подчиняются основной, а гостевые группы с ней контрастируют и ее уравновешивают. Кроме того, существуют связующие и фоновые группы камней.
Все камни следует располагать по диагонали или параллельно главной линии сада. Ни один из них не должен совпадать с соседними камнями по высоте, форме и объему. Нельзя ставить рядом глыбы различного происхождения, разных цветов. Недопустимо устанавливать камни на одной линии, параллельно дорожкам и строениям.
Камни можно поставить на поверхность земли, частично вкопать и даже наклонить. Для того чтобы найти для камня подходящее место и положение, его необходимо внимательно осмотреть со всех сторон, увидеть «лицо», выбрать позу, понять динамику. По этим признакам различают камни: «смотрящие вниз» и «смотрящие вверх», «прямостоячие» и «лежачие», «убегающие» и «догоняющие», «поддерживающие» и «прислоняющиеся». Это очень важная классификация, поскольку неверное определение разновидности камня может привести к его неправильной установке. Например, если «прямостоячий» камень случайно положить, то он будет считаться «мертвым» (по аналогии с человеческим телом). Такая ошибка в японском саду недопустима.
Между близко стоящими камнями в группе рекомендуется насыпать песок, гальку или щебень. Поскольку эти материалы символизируют в восточной культуре воду, то на них можно нанести рисунок в виде концентрических кругов. Таким образом камням придается дополнительная динамика. Создается впечатление, будто они окружены потоками воды или только что брошены в водоем и, от них во все стороны пошла рябь.
Количество камней в японском саду зависит от его размера и задумки автора. Оно может варьироваться от 3 до нескольких десятков.
Вершиной искусства сутэ-иси являются сады камней, где глыбы наряду с галькой становятся единственным материалом в руках мастера для передачи художественного замысла.
Автор статьи Ученный Агроном Степанов Максим.