Террасные итальянские сады в эпоху Ренессанса
Эпоха Ренессанса (возрождения) – период расцвета художественной культуры в Европе. Созданные в период великого двухсотлетия (1340-1540 гг.) шедевры искусства и литературы до сих пор остаются непревзойденными.
На рубеже XIV-XV вв. в Италии бурно развивалась торговля, ремесла, что послужило экономической базой развития городов. В конце XIV в. население Милана, Венеции, Флоренции, Палермо составляло по 100 тыс. жителей и более, в то время как население Лондона, Кëльна, Барселоны не превышало 50 тыс. жителей. Развитие городов повлияло на развитие культуры. Светская и церковная аристократия, богатые купцы и банкиры вкладывали крупные средства в строительство дворцов, загородных вилл, в благоустройство и украшение городов. Наступил период относительного спокойствия и порядка, поэтому дворцы и виллы строились для удобства и наслаждения, а не для защиты от нападения.
Эпоха Ренессанса прославлена именами таких великих художников, как Микеланджело (1475-1564), Рафаэль (1483-1520), Тициан (1477-1576), Корреджо (1494-1534), Веронезе (1528-1588), Тинторетто (1518-1594) и Караваджо (1565-1609).
Эпоха Ренессанса оставила значимый след и в садово-парковом ландшафтном искусстве. Сады при дворцах и виллах возрождали и развивали традиции садово-паркового ландшафтного искусства, сформировавшегося в эпоху Древнего Рима. Итальянские архитекторы (Виньола, Лигорио и др.) разработали приемы разбивки регулярного сада, являвшегося органичным элементом архитектурного ансамбля. В трактате Альберти «10 книг о зодчестве» серьезное внимание уделено вопросам разбивки садов.
Наиболее интересные сады итальянского Ренессанса сосредоточены в районах Флоренции и Рима – в провинциях Тоскана и Лацио. Характерным примером является сад виллы Ланте в окрестностях Рима. Сад занимает 1,4 га и расположен на 5 террасах с разницей отметок до 16 м. Сад имеет четкое осевое построение плана. Здание виллы находится на четвертой террасе и представляет собой два одинаковых, квадратных в плане павильона, расположенных симметрично главной оси сада. Водные устройства дополняются фигурно подстриженными деревьями, газонами. Цветочное оформление скромное – небольшое количество померанцевых деревьев в кадках и цветов в горшках. Сад окружен большим парком.
Простота и строгость садов раннего Возрождения постепенно вытиснилась богатой пластикой позднего Возрождения и барокко.
Самыми известными произведениями садово-паркового ландшафтного искусства итальянского Ренессанса являются сад виллы д'Эсте в городке Тиволи, в 6 км от древнеримской виллы Адриана и сады Боболи во Флоренции.
Сад виллы д'Эсте, спроектированный Пирро Лигорио в 1575 г. для кардинала д'Эсте – это террасный сад площадью 3,5 га с перепадом отметок около 50 м. Здание виллы расположено на верхней террасе, откуда открывается панорама сада. Сад имеет осевое композиционно-пространственное построение, с ориентацией оси на центр виллы.
Украшением ландшафта сада являются водные устройства: аллея ста фонтанов; овальный фонтан с каскадом, падающим полукруглой стеной в бассейн; органный фонтан, в котором благодаря сложному гидравлическому устройству создается уникальный звуковой эффект; фонтан Драконов с мощными вертикально бьющими струями воды.
Вся гидравлическая система сада работает под естественным напором воды. На территории сада много прекрасных скульптур и парковых сооружений, возводившихся на протяжении двух столетий.
Сады Боболи, созданные при палаццо Питти во Флоренции были начаты архитекторами Броччини и Амманати в 1549 г., продолжены Буонталенти и окончены Джулио и Альфонсо Париджи только в XVIII в. Сады имеют две композиционные оси, расположенные под углом одна к другой. Главная композиционная ось ориентирована на центральную часть палаццо Питти. Вдоль нее амфитеатром по склону холма устроены террасы, с которых открывается панорамный вид на Флоренцию. Вторая композиционная ось начинается в дальнем конце участка и ориентирована на партер перед зданием палаццо Питти, где обе оси пересекаются. Она в несколько раз длиннее главной композиционной оси. Вдоль нее симметрично расположены визуально изолированные друг от друга малые сады, каждый из которых имеет индивидуальное композиционно-пространственное решение.
Особенностью садов Италии эпохи Ренессанса является их террасное расположение на рельефе. Террасы с подпорными стенками, украшенные скульптурами, соединены широкими лестницами, ограждены зелеными стенами из подстриженных вечнозеленых растений. Сады имею осевое построение плана с регулярными партерами и боскетами на террасах. В садах много фонтанов, каскадов и других водных устройств, широко использовались декоративная стрижка растений.
Во второй половине XV в. идеи Ренессанса из Северной Италии распространились во Францию, Испанию, Германию, Нидерланды и Англию.