Природные и национальные парки
Природные и национальные парки - это особо охраняемые природные территории со специальным режимом пользования, предназначенные для научно-познавательной деятельности и туризма. Они располагаются вдали от крупных городов. Научно-познавательная и эстетическая ценность местности и размеры территории (десятки тысяч гектар и более) являются главными критериями для определения их назначения. На территории, не имеющей специального охранного режима, могут быть выделены участки заповедного или заказного режима (по международным рекомендациям - не менее 1000 га). Сохранение природных комплексов достигается в этих случаях путем такой организации посещения, которая соответствовала бы их рекреационной емкости. Рекреационная емкость территории природного парка зависит от устойчивости природных комплексов к рекреационным нагрузкам и психологических факторов, связанных с восприятием природных ландшафтов. Рекреационная емкость тесно связана с планировочной структурой территории. Она определяет густоту дорожной сети, вместимость обслуживающих учреждений и их пропускную способность.
Природоохранное зонирование проводится для территориального разграничения режимов использования. При проектировании ландшафта парков на отведенной территории выделяют следующие зоны:
- заповедная зона, в которой запрещаются все виды природопользования;
- заказная зона, в которой вводится ряд ограничений, разрешается лишь пешеходный и безмоторный туризм по специально проложенным маршрутам с приютами - стоянками в отведенных местах, запрещается любое капитальное строительство, строительство дорог, сбор ягод, грибов и лекарственного сырья, коллекционирование;
- зона свободного доступа, в которой необходимо провести дополнительное функциональное зонирование с выделением участков для организации разных видов познавательного и оздоровительного отдыха (пешеходного, водного, велосипедного, туризма, фотоохоты, занятий этологией и т.д.).
В зоне свободного доступа ведется строительство внутрипарковых дорог с односторонним движением, обеспечивающим удобство осмотра по заданному маршруту и оптимальные психологические условия восприятия ландшафта. Остановки разрешаются в приютах, рассчитанных на небольшое количество отдыхающих и приуроченных к туристским маршрутам. На территории предусматриваются центры обслуживания посетителей, оборудованные кемпинги и туристские базы, автостоянки. Такие центры располагаются в специально отведенных местах (при въездах в парк, на пересечении главных дорог и других транспортных направлений). Площадь для размещения объектов обслуживания, инженерных сооружений и благоустройства не должна превышать 3% от территории парка.
Выделяют три основные парковые зоны:
- внешняя - дата размещения туристских построек и других обслуживающих учреждений;
- внутренняя - для различных туристских маршрутов;
- заповедная как основное ядро парка, предназначенное для проведения научных наблюдений;
- буферная - для предотвращения перегрузки территории постройками и учреждениями обслуживания; в ней размещаются основные туристские учреждения, благоустроенные пляжи, открытые бассейны и другие объекты, связанные с организацией массового отдыха.
При организации транспортной системы необходима увязка ее с архитектурно-планировочной структурой парка и проведением мероприятий по охране окружающей среды (повышаются требования безопасности движения на парковых дорогах, увязки пропускной способности автомобильных прогулочных дорог с рекреационной вместимостью придорожных территорий).
На формирование транспортной системы оказывают влияние:
- тип парка, преимущественный вид рекреационных занятий, площадь;
- зона влияния и транспортная доступность;
- степень освоенности территории;
- сезонность функционирования.
Специализация дорог зависит от функционального зонирования парка. Соотношение вместимости сезонных и круглогодичных транспортных учреждений регламентируется в пределах 3:1.
Объемно-пространственное решение придорожных полос должно учитывать особенности зрительного восприятия, зависящие от скорости движения. Укрупненное членение пространства обеспечивает замедление восприятия, исключает утомляющее водителей мелькание, повышает безопасность. В целях сохранения ландшафта в основу трассировки дорожной сети должен быть положен принцип максимального использования существующих дорог.
Планировочная структура транспортной сети определяется природными условиями. Например, в горных районах автомобильные дороги трассируются по долинам горных рек и через наиболее доступные перевалы, от которых к вершинам и труднодоступным местам ответвляются линии вертикального транспорта.
Кроме автомобильного движения к внутрипарковому транспорту относятся специальные экскурсионные виды транспорта, такие как подвесные канатные дороги, вертикальные подъемники, узкоколейные железные дороги, микроавтобусы и электромобили.