.

Тел.:
1
1.1
2
1.2
3
1.3
4
1.4
5
1.5
6
3.9
7
2.8
8
2.9
9
3.1
10
3.2
12
3.3
13
2.7
14
2.3
15
2.4
16
2.5
17
1.6
18
1.7
19
1.8
20
1.9
21
2.1
22
2.2
Адрес:

Адрес: г. Москва, ул. Братиславская, д. 6, офис №294

Главная \ Статьи \ Парки и сады Китая

парки и сады

Парки и сады Китаясады и парки в китае

Китайская цивилизация оказала огромное влияние на развитие человечества. В Китае были изобретены шелк, фарфор, порох, но еще важнее достижения китайской философии, искусства, культуры. Китай на протяжении почти 2000 лет развивался замкнуто, благодаря чему китайская культура отличается самобытностью. Позже ее влияние проникло в Центральную Азию, Индокитай, Корею, Японию.

В культурной истории Китая фигурируют два выдающихся вероучителя – Конфуций и Лаоцзы. Конфуций (Конфуцзы, или Жуцэяо) – легендарный китайский мудрец, основатель конфуцианства – одного из трех главных религиозных учений Китая. Конфуцию (551-479 гг. до н.э.) приписываются две книги – «Книга истории» и «Книга од». В первой он собрал изречение легендарных правителей, во второй –построй пар старинные баллады и песни. Конфуций сформулировал золотое правило: «Не делай другому того, чего ты не желаешь себе». Он проповедовал гармонию в жизни, а его религией была этика. Созданный им образ идеального человека имел в основе главные добродетели: ум, храбрость и добрую волю. Он считал самосовершенствование корнем социального развития, а искренность – той чертой, к которой должен стремиться каждый. Большое значение Конфуций придавал красоте, правдолюбию и верности.

Лаоцзы (Ли Эр) – древний китайский философ, основоположник даосизма, второй из трех основных религий Китая (третья религия – буддизм). Лаоцзы (604-517 гг. до н.э.) был хранителем императорской библиотеки при дворе Чжоу. Главный его труд – «Книга добродетели», в которой он призывает к самоуглублению и освобождению своего «я» от оков повседневности. Лаоцзы проповедовал добродетель во всех ее проявлениях «Отплати за обиду добром»; «Ко мне добры – добр и я. Но созеленение дачи фото недобрыми я все равно буду добр, чтобы сделать их лучше».

Для даоизма также характерны любовь к природе и проповедь покоя. Он оказал сильное влияние на поэзию, живопись, садово-парковое ландшафтное искусство.

Буддизм пришел в китай в 64 г.н.э., в царствование императора Мингти из династии Хань. В течение трехсотлетнего правления династии Тан (618-907 гг.) между Китаем и Индией существовала оживленная связь по «Великому шелковому пути». Буддизм оказал существенное влияние на общественную жизнь и политическую обстановку в Китае, на его архитектуру, живопись, литературу и садово-парковое ландшафтное искусство.

Китайские исследователи считают, что история садово-паркового ландшафтного искусства насчитывает более трех тысячелетий. Наиболее известны императорские сады китая и япониисады. Свободная ландшафтная планировка этих садов сочетается со строго симметричными композициями дворцовых зданий, прямоугольных дворов. В наиболее важных в композиционном отношении местах размещались беседки, мосты, обычно покрашенные в яркие цвета – красный, изумрудно-зеленый, желтый и др.

Многие императоры были покровителями садово-паркового ландшафтного искусства. Так, император Цинь Шихуанди, по повелению которого в период «Воюющих государств» (475-221 гг. до н.э.) была построена для защиты от набегов кочевников с севера Великая Китайская стена, имеющая общую длину 6350 км, известен также как владелец огромного парка.

Знаменитый парк Ихэюань (Парк спокойствия) при летнем дворце китайского императора по окраине Пекина, построенный в XVIII в., занимает площадь 330 га, из которой только одну пятую часть занимают горы, узкие полоски земли ипарк спокойствия островки, а четыре пятых – акватории. В парке представлены все типичные ландшафты Китая и основные приемы садово-паркового ландшафтноо искусства.

В парке Бэйхай (Северное море), находящемся в центре Пекина, рядом с Запретным городом, из 104 га площади 54 га занимают озера. Над парком возвышается гора, расположенная на одном из островов, с которой открывается живописный вид на парк и Запретный город.

В Древнем Китае получили развитие три основных вида садово-парковых ансамблей: крупные императорские парки, сады монастырей и храмов и небольшие частные сады при жилых домах. В садово-парковых композициях творчески воссоздавались природные ландшафты Китая с применением принципов: инь – действовать в зависимости от местных условий; цзе – максимально использовать окружающую природу; определять главное и второстепенное; применять контраст –парке Бэйхай большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое; в малом добиваться большого эффекта; стремиться к достижению гармонии пропорций, последовательному раскрытию видов; учитывать фактор времени при восприятии ландшафтных пейзажей.

Крупные императорские парки создавались в расчете на восприятие пространственной композиции ландшафтного дизайна в движении. В парках прокладывались специальные маршруту, при движении по которым последовательно раскрывались пейзажные картины. Малые сады создавались в расчете на восприятие со статичных видовых точек, с которых открывались красивые виды.

В Китае с давних времен почитаются особенно выразительные природные ландшафты, такие, как, например, горный пейзаж на реке Лиянг близ города Гуйлина, получивший название «самое красивое место в мире». Своеобразнаяпарке Бэйхай в Китае канонизация таких ландшафтов нашла отражение в садово-парковом ландшафтном искусстве.

В садах и парках создаются композиции ландшафтного дизайна их камней в сочетании с древесно-кустарниковыми группами, разнообразные водные устройства. Сады и парки украшаются беседками, павильонами, галереями, а также скульптурами львов и других животных, птиц, каменными стелами со стихами и изречениями мудрецов. У входов в парки, на видовых площадках и в других важных в композиционном отношении местах устанавливались «пайлоу» - богато украшенные ворота своеобразной формы.

«На небе есть рай, на земле – Сучжоу и Ханчжоу» - эта китайская поговорка пришла из XII в. в описании Марко Поло, посетившего город Сучжоу в 1276 г., много восторженных впечатлений. Уже тогда в городе было 6000 мостов, множество пагод и храмов. В период расцвета в Сучжоу было более 100 садов и парков. Исторические карты свидетельствуют, что своих современных размеров городвеликая китайская стена достиг уже в XII в. Старая часть города окружена стеной, которая частично сохранилась. Сучжоу – один из самых древних городов не только Китая, но и всего мира. Расцвет города связан с завершением в XIII в. строительства Великого китайского канала, который протянулся с севера (Пекин) до города Ханчжоу на 1782 км и составил альтернативу ненадежным морским путям. Канал, столь же грандиозное сооружение, как и Великая китайская стена, в отличие от последней, продолжает активно использоваться до сих пор. Сучжоу, расположенный вдалеке от моря, стал крупным портом и центром торговли, в котором разместились зерновые склады, было налажено производство шелка. В XIV в. город стал ведущим в Китае центром по производству шелка. Это был город китайской аристократии, знаменитых ученых, художников и архитекторов. Вершины своего развития город достиг в XVI в.

В богатых торговых городах сады и парки строили не только императоры и ихСад Чжочжэнъюань наместники, но и торговцы, промышленники, государственные чиновники, ушедшие в отставку. В Сучжоу и Ханчжоу сохранились шедевры китайского садово-паркового ландшафтного искусства, созданные в XII-XVI вв., включенные в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В них нет официальной парадности императорских парков.

Сад Ваншиюань (сад Рыбака) в г. Сучжоу создан в XII в. как частный сад. На площади 0,4 га имеется пруд площадью 400 кв.м, живописные искусственные горы, композиции ландшафтного дизайна из деревьев, кустарников, цветов. Тщательная композиционно-пространственная организация ландшафта сада позволяла его владельцам любоваться красотой природы во все времена года. В настоящее время это памятник всемирного культурного наследия, который ежегодно посещают миллионы туристов.Сад Ваншиюань

Сад Чжочжэнъюань (сад Скромного чиновника) в г. Сучжоу, созданный в XVI в. на площади 4,1 га как частное владение. Сад является памятником садово-паркового ландшафтного искусства, включенным в Список всемирного культурного наследия. Водное пространство занимает три пятых площади сада. Главные сооружения фасадами обращены к водоемам. В северной части сада построены два острова с искусственными горками и гротами. На островах и на берегу водоемов расположены беседки, с которых открываются живописные виды на воду с лотосами. Острова соединены с берегами мостиками, по которым приятно гулять. В воде и на берегу растут цветы, травы и деревья, которые создают выразительные ландшафтные композиции.

В садово-парковом ландшафтном искусстве Китая широко применялись постулаты Фэншуй (фэн - воздух и шуй – вода) – традиционного китайского искусствасад скромного чиновника гармоничного формирования жизненной среды на основе изучения закономерностей природы. Постулаты Фэншуй используют и развивают древнюю философию даосизма, проповедовавшую примат природы, необходимость ее познания, учет происходящих в природе процессов при организации среды жизнедеятельности людей.

Влияние Фэншуй на садово-парковое ландшафтное искусство проявлялось в выборе местоположения садов и парков, включении в их ландшафтную композицию природных комплексов – рек и озер, гор и холмов. Парковые ландшафтные композиции формировались не только по законам гармонии и красоты, но и с учетом законов движения энергии. Большое внимание уделялось изменениям, происходящим в природе (движение воды, ветер, свет и тень, туман, дождь, снег и т.п.) и человеческим ощущениям (радость, печаль, др.), что связано с идеей единения природы и человека.красивый сад китая

Только глубоко понимая природу можно правильно обобщить ее закономерности и повторить ее типичные виды при ландшафтном строительстве садов и парков.

Китайцы считают, что вода вселяет в сад жизнь. Даже в районе, богатом водными ресурсами, водоемы в садах выкапывались искусственно. На воде обязательно плавали лотосы и другие гидрофиты, чтобы наполнить водоем жизнью, при этом возбранялось закрывать растениями всю водную поверхность, иначе создавалось препятствие для отражения построек в воде. Берега водоемов делались извилистыми и оформлялись камнями так, чтобы, стоя на них, можно было любоваться ландшафтным пейзажем или поиграть с водой.

главные черты китайского сада

Тел.:
Яндекс.Метрика