Понятие об общественном центре города. Общественные центры городов, крупных жилых районов, поселков – сложные градостроительные образования, совмещающие в себе общественные, производственные, жилые и рекреационные функции. В пределах городского центра локализуются органы городского управления, учреждения и предприятия, удовлетворяющие культурные и бытовые потребности населения. Общественные центры городов подразделяются на центры районного значения (в жилых районах города) и общегородского значения (центр города).
Общественные центры могут быть полифункциональными и монофункциональными.
Полифункциональный общественный центр города (жилого района), в свою очередь, подразделятся на следующие функциональные зоны: административная, торговая, культурно-просветительная, рекреационная.
Монофункциональный общественный центр может быть административным, торговым, научным, медицинским, культурно-просветительным.
Пространственная структура общественного центра определяется общей архитектурно-планировочной задачей. В градостроительстве сложились определенные типы систем пространственных структур:
- линейная система, развернутая вдоль главного направления движения людей, транспорта, т.е. вдоль главной улицы, магистрали;
- замкнутая система, создающая обрамление для концентрации людей и деятельности;
- открытая система, при которой пространство как бы обтекает свободно стоящее посредине главное сооружение или группу построек;
- система взаимосвязанных пространств.
Основные тенденции благоустройства и озеленения городских центров:
- сложное архитектурно-пространственное решение малых пространств центра;
- композиционные приемы, обеспечивающие определенные уровень гигиенического и психологического комфорта на участках, находящихся в гуще городского движения (многоуровневая композиция скверов с использованием подпорных стенок, переходов, лестниц);
- создание на центральных улицах и площадях участков с древесной растительностью по периферии и объемным оборудованием;
- эффективное использование в условиях плотной застройки всех свободных участков – повышенное внимание к вертикальному озеленению, рядовым и одиночным посадкам деревьев на улицах, озеленению откосов, транспортных развязок, «мобильному» озеленению;
- декорирование растительностью технических сооружений, небольших свободных участков, примыкающих к транспортным эстакадам, отступов застройки, крутых откосов, узких полос вдоль оград, стен (вертикальное озеленение, плотные кулисы из деревьев и кустарников, устройство газонов на плоских перекрытиях на уровне земли);
- композиционная связь архитектурных объемов с озелененными пространствами садов, скверов; максимальное раскрытие интерьеров с помощью стекла и трансформирующихся перегородок на озелененные пространства скверов, бульваров, набережных;
- частичное сохранение и использование для озеленения свободного пространства под основной площадью здания, террас, наружных лестниц, тентовых навесов;
- раскрытие на улицы внутриквартальных озелененных территории в разрывах между домами традиционными курдонерами или с помощью широких проходов под домами на уровне первого этажа;
- включение насаждений, водных устройств, естественного камня и других природных материалов в композицию общественных зданий (выставок, кафе и т.д.).
К основным объектам благоустройства и озеленения общественных центров относятся городские сады, скверы и бульвары, магистрали и улицы, набережные.
Номенклатура объектов благоустройства городских общественных центров представляет собой градостроительные объемно-пространственные единицы, которые должны решаться на высоком архитектурно-художественном уровне (табл.1). Объекты благоустройства и озеленения формируются в определенную объемно-пространственную систему, должны создавать гармоничную среду общественного центра как главного функционального пространства города.
Номенклатура городского общественного центра может быть расширена с учетом конкретной градостроительной ситуации, а также промышленно-хозяйственной и региональной специфики города.
Таблица 1
Номенклатура объектов благоустройства
городских общественных центров
Объекты |
Место размещения |
Участки проведения массовых мероприятий |
Площади, центральные улицы, спортивные комплексы, зоны отдыха |
Участки пешеходного движения |
Площади, центральные и пешеходные улицы (одно- или многоуровневые), набережные, вокзалы |
Участки транспортного движения |
Площади, улицы (одно- или многоуровневые) |
Участки подъездов |
Площади, пешеходные улицы, спортивные, торговые, ландшафтные, культурно-зрелищные объекты (одно- и многоуровневые) |
Подземные переходы |
Площади, транспортные и пешеходные улицы, торговые, спортивные, зрелищные, транспортные объекты |
Остановки общественного транспорта |
То же |
Автостоянки |
« |
Стоянки такси |
Площади, культурно-зрелищные, транспортные, спортивные, торговые объекты |
Участки входов в здания и сооружения |
Площади, центральные улицы, административные, культурно-зрелищные, торговые, спортивные, транспортные объекты (одно- и многоуровневые) |
Открытые фойе – «залы ожидания» |
Внутриквартальные, в зоне площади культурно-зрелищных, спортивных, транспортных объектов |
Площадки отдыха |
Набережные, площади, пешеходные улицы, культурно-зрелищные, транспортные, спортивные, торговые объекты (одно- и многоуровневые) |
Летние кафе |
То же |
Участки уличной торговли |
На пешеходных улицах, в зонах спортивных, торговых, транспортных объектов |
Информационные площадки |
Зоны транспортных, торговых, спортивных объектов |
Рекламные площадки |
Площади, пешеходные улицы, культурно-зрелищные, спортивные, транспортные, ландшафтные, торговые объекты |
Экспозиционные площадки |
Площади, пешеходные улицы, культурно-зрелищные, спортивные, торговые, объекты садово-паркового искусства, исторические зоны городов |
Участки технических устройств |
Зоны транспортных, торговых, культурно-зрелищных, административных, спортивных объектов |
Городские сады. Городской сад – структурный элемент системы озеленения территорий города, выполняющий рекреационные и архитектурно-художественные функции. Значение сада велико в плотно застроенных районах города, где имеется дефицит озелененных пространств. Городской сад предназначен в основном для прогулок и повседневного отдыха населения. Площадь сада определяется существующей градостроительной ситуацией и в среднем составляет от 3…5 до 7 га.
На территории сада допускается размещение построек (кафе, павильоны, дом садовника) высотой до 6 м. Для городских садов большое значение имеет их функциональная и композиционная взаимосвязь с городским окружением. Композиция городского сада определяется его функциональным назначением и местоположением в городской застройке.
Как правило, городские сады планируются в общественных городских центрах. Ориентировочный баланс, %, территории городских садов приведен в табл. 2.
Таблица 2
Ориентировочный баланс, %, территории городских садов
Элементы территории |
Функциональное назначение сада |
||
Для прогулок и отдыха |
При культурно-просветительных учреждениях |
При зрелищных сооружениях |
|
Зеленые насаждения |
70 |
45 |
65 |
Дорожки и площадки |
29 |
40 |
31 |
Сооружения |
1…5 |
15 |
4 |
При проектировании сада следует уделять большое внимание малым архитектурным формам, оборудованию, конструктивным элементам, обрамляющим растения (приствольным решеткам, ограждениям, бетонным бортикам, перголам). Общую композицию сада рекомендуется основывать на сочетании регулярной и свободной планировки.
Классификация городских садов приведена в табл. 3.
Таблица 3.
Классификация городских садов
Тип сада, его назначение (площадь) |
Размещение в плане города |
Функционально-планировочная организация (основные требования) |
Общегородской сад для массовых гуляний, общения, развлечения, отдыха (от 1,5…2,0 до 10…12 га) |
Центральный городской район; центр планировочного района в крупнейших городах |
Организация прогулок (широкие аллеи, площадки-фойе у зданий и сооружений) и транзитного движения; несколько входов; изоляция от окружающей застройки; распределение сооружений, как правило, равномерное, но может быть и компактным |
Сад при зрелищных сооружениях для ожидания, прогулок во время антракта и после действия, общения, отдыха (от 1 до 5 га) |
Центральный район; центр планировочного района; центр жилого района |
Обеспечение подходов к сооружению, быстрая эвакуация посетителей, транзитное движение; входы определяются окружающей застройкой |
Сад для отдыха и прогулок – наиболее распространенный тип городского сада для отдыха |
Центральный городской район; планировочный район; жилой район |
Обеспечение прогулок и тихого отдыха, изоляция от окружающей среды, минимум транзитного движения, обеспечение пейзажного характера планировки |
Репрезентативный (или «парадный») сад |
Центральный городской район |
Обеспечение прогулочного отдыха, осмотр достопримечательностей, транзитное движение и кратковременный отдых |
Сады при памятниках архитектуры или в историко-архитектурных зонах, при крупных общественных и правительственных комплексах |
Центр города; планировочный район |
Организация движения, осмотра памятников, сбор на площадях для проведения экскурсии (примеры: Михайловский, Таврический сады в Санкт-Петербурге, Александровский сад в Москве) |
Сад-выставка – постоянно действующая экспозиционная территория |
Центральный городской район; центр планировочного, жилого района |
Организация стационарной или мобильной экспозиции, движения для осмотра экспозиций со стационарным или сменным размещением экспонатов (скульптура, цветы, произведения декоративно-прикладного искусства) |
Малый сад в городе для экспозиции природных и архитектурных элементов, тихого отдыха (от 0,01 до 0,50 га) |
Центральный городской район, центр жилого или промышленного района; участки общественных зданий |
Обеспечение максимального использования особенностей рельефа, растительности, водоемов и других элементов ландшафта |
Сады на крышах или искусственных основаниях (площадь соответствует размеру крыши) |
Плоские крыши жилых, общественных и производственных зданий и сооружений |
Подчинение требованиям организации микросреды для кратковременного отдыха, обеспечение прочных конструкций, дренажа жизнеспособности растительности |
Сады непрерывного цветения экспозиционно-познавательные и для отдыха (от 0,5 до 3,0 га) |
Входят в состав общегородских и специализированных парков |
Решение по принципам ландшафтной или регулярной композиции с учетом удобного обозрения растений. Размещение автономно в парках, на участках селитебных и промышленных территорий |
Сад при летнем театре или кинотеатре, кафе, эстраде, клубе |
В центре города, в жилом районе или крупном парке |
Решение по принципам свободной планировки с включением ландшафтных композиций из экзотов, элементов цветочного оформления, компактных низких кустарников, солитеров из небольших по размеру деревьев |
Театр, кинотеатр, киноконцертный зал, эстрада для попутного обслуживания |
Организация «зеленого фойе» с площадками отдыха и прогулочными аллеями |
Решение по принципам свободной планировки с детальной проработкой пространства, высоко художественными МАФ, размещением мест для отдыха (например: сады «Эрмитаж» в Москве площадью 4,8 га; «Аквариум» в Москве площадью около 3 га) |
Сады как архитектурные доминанты, мемориальные участки, скульптура, памятники, фонтаны |
Организация архитектурного пространства городской среды, повышение степени комфортности условий, декоративности территории |
Преобладание регулярной планировки пространства; симметричные композиции могут сочетаться с живописным размещением насаждений; открытые пространства формируются партерным газоном, цветниками (например, сады Санкт-Петербурга: Летний сад площадью 11,6 га; Сад трудящихся им. Горького площадью 9 га; сад-партер «Марсово поле» площадью 11 га; сад-партер перед Смольным площадью 8,9 га) |
Сады-экспозиции из естественного камня, водных устройств, МАФ |
В крупных парках, в центре города |
Формирование ландшафта, близкого к природному, рассчитанное на восприятие с близкого расстояния (сады валунов в Литве, камней в Главном ботаническом саду в Киеве (Украина), японский сад в Главном ботаническом саду АН (Россия), японский садик в Сухуми (Абхазия)) |
Основными компонентами сада являются рельеф, вода и растительность. Вода обладает активным композиционным свойством, способна пространственно объединить все элементы сада в единое целое. Сочетание рельефа, воды и насаждений создает базу для формирования разнообразных ландшафтных композиций. В каждом конкретном случае один из элементов ландшафта должен выступать в качестве ведущего, другой – в качестве подчиненного. Их правильное использование позволит добиться различных композиционных эффектов. Следует последовательно раскрыть пространство при его зрительном увеличении или уменьшении, создать эффект неожиданности, контраст форм, уравновешенность, покой и т.д. В композиции городских садов следует использовать различные качества воды (вода в форме зеркальной поверхности, в движении в виде каскадов и фонтанов, в покое – при устройстве декоративных водоемов и водных партеров).
Сад для прогулок, как правило, должен отражать градостроительные условия района размещения и обеспечивать кратковременный отдых и транзитное движение пешеходов. Располагаясь в городской застройке и примыкая к городским магистралям, такие сады должны иметь открытую планировочную структуру, обеспечивающую организацию равноценных входных узлов, устройство разного назначения пешеходных аллей и разнообразную группировку насаждений, размещение сооружений и малых архитектурных форм.
Сады при учреждениях культурно-массового и административного назначения также получили распространение в практике застройки современных городов. Их рекреационная функция сохраняется, но архитектурно-планировочная композиция подчинена или увязана с архитектурными сооружениями, которые они дополняют. Сады у общественных зданий, как правило, должны обладать индивидуальным характером.
Специализированные сады должны входить в композицию озелененных пространств, парков или лесопарков. Они всегда имеют конкретную функциональную направленность и активную планировочную организацию, что вносит разнообразие в композицию всего паркового комплекса.
Специализированные сады – выставки цветов в парках Т. Шевченко в Ровно, Флоралье в г. Париже и многие другие демонстрируют их большие композиционные и функциональные возможности. Принцип создания сада в саду положен также в основу композиции многих ботанических садов (Академии наук СССР в Москве, ЦРБС им. акад. И.Фомина в Киеве и др.), в которых созданы запоминающиеся ландшафтные композиции (сирингарии, розарии, сады непрерывного цветения). Одна из них – коллекционный сад сирени в дендрарии ЦРБС в Киеве (Украина), созданный проф. Л.И. Рубцовым в середине ХХ в. на площади 1,5 га. Сад функционирует круглый год. Посещаемость – эпизодическая, периодическая и повседневная, особенно летом. Наибольшая посещаемость в течение дня – около 2,5 тыс. чел.
Сад расположен на склоне, обращенном на широкую панораму р. Днепр, историко-архитектурный комплекс Выдубицкого монастыря, заднепровские дали. Около 200 видов и сортов сиреней с разными сроками цветения позволяют поддерживать сад цветущим в течение 25…30 дней. Формирование пространства основано на использовании традиции классического регулярного сада, подчеркнуты геометрическая композиция и свободная живописная планировка.
В историческом центре Свердловска в качестве ведущего элемента использован водоем р. Исеть. Сад занимает участок водослива плотины городского пруда, имеет вытянутую прямоугольную форму и строгую регулярную композицию. Композиционная ось – водное зеркало, к которому четырьмя уступами спускаются облицованные камнем берега. Благодаря этому водная поверхность хорошо воспринимается сверху. Светло-серый гранит сочетается с зелеными насаждениями. С водной гладью контрастирует поток водослива. Экспозиция уральских камней размещается на зеленых газонах. Небольшой по площади (200 м2) сад около здания ЮНЕСКО в Париже создан на основе традиционных элементов и приемов японского садово-паркового искусства. Сад скульптур служит композиционным акцентом всего парка г. Кадриорг (Литва).
Городские сады рассчитаны на массовое посещение, поэтому их планировочная организация включает в себя большие площади мощения, достаточное количество садовой мебели и оборудования, инженерное благоустройство. Она соответствует потребностям современного города и вместе с тем требует учета проблем, которые возникают в большом городе.
Для садов в окружении многоэтажной застройки (садов микрорайонов) характерен традиционный прием организации открытого пространства в центральной части, окруженной плотными массивами высокой древесной растительности. Массивы насаждений должны создаваться по принципам разнообразия за счет отступов, опушек.
Для озеленения территории репрезентативных садов необходимо сокращение общего числа деревьев и кустарников при более тщательном их размещении. Деревья компактных формы и объема размещаются на фоне здания или являются зеленым фоном для скульптуры. Типы насаждений на территории сада предусматриваются в виде групп, образующих «букеты» декоративных газонов, цветников. Насаждения должны находиться в строгом сочетании с высоко художественными МАФ и оборудованием.
Сады, примыкающие к транспортным магистралям, нуждаются в организации периферийного защитного пояса из насаждений или искусственных обвалований из грунта. Основные площадки для отдыха размещаются в глубине сада. Защита от воздействия неблагоприятных факторов среды организуется не только с помощью насаждений, но и путем применения специальных защитных устройств, перепадов рельефа, экранирующих сооружений. В связи с повышенной нагрузкой сады в центрах городов должны отличаться высоким уровнем благоустройства, иметь развитую дорожную сеть, устойчивый растительный напочвенный покров.
Городские скверы. Городские скверы – это озелененные территории площадей, городских улиц, общественных и административных зданий, предназначенные для кратковременного отдыха горожан, декоративно-художественного оформления центра города, монументов.
Основные типы скверов:
- для тихого отдыха и прогулок, расположенные в жилой застройке между домами, на участках жилых улиц;
- открытые участки – скверы-фойе перед театрами, музеями, административными зданиями;
- выставочные, вблизи общественных зданий (скверы цветов, скульптуры);
- декоративные (небольшие участки перед зданиями);
- скверы – развязки транспортного движения.
По месторасположению скверы подразделяются:
- на скверы на площадях и городских улицах, в общественном центре города;
- скверы в жилых районах, на улицах, в общественном центре района.
Скверы на площадях решаются как открытая ландшафтная композиция с большим удельным весом газонов и цветников, иногда – водоемов и фонтанов. Скверы на площадях являются чрезвычайно ответственными и представительными объектами ландшафтной архитектуры и должны решаться на высоком архитектурно-художественном уровне. При проектировании следует учитывать, что центром композиции таких скверов является площадка с фонтаном, скульптурной композицией, орнаментальным цветником или модульным цветочным устройством.
Площадка должна быть доступна для посетителей, иметь удобные подходы в виде садово-парковых дорожек достаточной ширины с покрытием из декоративных прочных плиток. Как правило, такие дорожки используются для транзитного движения пешеходов. Площадка предназначена для кратковременного отдыха посетителей, на ней устанавливаются скамейки с урнами. Ширина главных пешеходных дорожек предварительно рассчитывается в зависимости от интенсивности движения пешеходов в час «пик». Примерная ширина дорожек должна составлять 4,5…6,0 м. Дорожки размещаются по диагонали, крестообразно, свободно (в зависимости от ситуации). Главное – обеспечить удобство передвижения пешеходов. Скамейки, урны, осветительные устройства должны иметь эстетический вид, соответствовать архитектуре застройки и скульптурной композиции в центре площадки.
При проектировании следует учитывать, что насаждения сквера должны быть подчинены общему композиционному замыслу, должны вписываться в общий архитектурный ансамбль, отличаться высокой степенью декоративности. Здесь уместны низкие (карликовые) формы растительности из деревьев и кустарников (рододендроны, форзиции, спиреи, кизильник горизонтальный, барбарисы, низкие формы плодовых деревьев, стелющиеся формы хвойных и т.д.). В ряде случаев используются цветники в форме перетекающих лент или в виде модулей (шестигранники, круги с наплывами друг на друга и т.п.). Газон как плоскостной элемент композиции должен иметь сочно-зеленую однородную окраску и подчеркивать объемные элементы древесных растений и цветников.
Основным элементом композиции сквера, как правило, является центральная площадка со скульптурой. При проектировании сквера у значительных архитектурных сооружений, театров, крупных кинотеатров и концертных залов, музеев, учебных заведений необходимо обеспечивать раскрытие фасадов, зданий, их центральные входы. Территория должна быть трактоваться как фойе на открытом воздухе и иметь высокий уровень внешнего благоустройства, озеленения и инженерного оборудования.
Примерное соотношение элементов территории скверов, % от общей площади, приведено в табл. 4.
Таблица 4
Примерное соотношение элементов территории скверов, % от общей площади
Тип сквера |
Дорожки, площадки |
Насаждения |
|
всего |
в том числе и цветники |
||
На центральных и районных площадях города: площадью до 1 га площадью более 1 га декоративного и планировочного назначения (дорожки только для содержания объекта) |
25…28 20…25 3…5 |
72…75 75…80 95…97 |
1,5…2,0 1,5…2,0 0,5…1,0 |
На улицах между домами и на углах улиц: площадью до 0,5 га площадью более 0,5 га
|
18…20 15…18 |
80…82 82…85 |
0,3…0,5 0,3…0,5 |
Перед отдельными зданиями |
20…25 |
75…80 |
1,0…2,0 |
Скверы в жилых районах следует решать как замкнутую композицию. Со стороны улиц необходимо предусматривать плотные группы деревьев и кустарников. Скверы размещаются, как правило, у зданий культурно-бытового и торгового назначения. Архитектурно-ландшафтная организация территории должна обеспечивать оптимальное пешеходное движение, места отдыха, размещение растительности и малых архитектурных форм. На территории следует предусматривать площадки с соответствующим оборудованием для отдыха взрослых и детей. Площадки должны быть изолированы от транзитного движения пешеходов и от внешних границ сквера. Если сквер примыкает к магистрали районного значения, то площадки для детей не устраиваются.
Планировка может быть регулярной или свободной композиции. Тип насаждений – компактные группы деревьев (3…5 шт. в группе), ряды деревьев и живая изгородь – со стороны улицы. По своей объемно-пространственной структуре насаждения формируются по типу полузакрытого пространства. На озеленяемых участках проекции крон деревьев и кустарников должны занимать не менее 50% территории.
В балансе территории сквера в жилой застройке основу должны составлять:
- зеленые насаждения – до 75…80%, в том числе цветники – до 2…3%;
- дорожки и площадки – до 25%, в том числе под малые архитектурные формы – не менее 5% (фонтаны).
При использовании территории скверов для транзитного движения ширина главной дорожки должна составлять не менее 4,5…6,0 м, а второстепенной – 1,5…2,0 м.
Норма размещения деревьев должна составлять не более 100 деревьев на 1 га озеленяемой территории и 1000 шт. кустарников в различных типах насаждений. Необходимо применять только кондиционный декоративный и устойчивый посадочный материал при озеленении территории скверов. На территории скверов запрещено размещать какую-либо застройку.
Бульвары. Бульвары – это объекты ландшафтной архитектуры линейной формы, создаваемые вдоль магистралей, жилых улиц и набережных, пешеходных трасс в жилых районах. Бульвары предназначены для пешеходного движения, прогулок и кратковременного отдыха населения.
В ХV11 в. в городах Европы были удалены городские валы-укрепления, а на их месте устраивались аллеи для прогулок горожан. Известны Парижские бульвары, Бульварное кольцо вместо стен Белого города Москвы, бульвар Венский Ринг в Вене и др.
В градостроительной практике сложилось несколько типов бульваров в городской среде:
- вдоль улиц и магистралей (преимущественно районного значения);
- вдоль набережных по берегам рек и водохранилищ, озер, морей (приморские бульвары);
- в виде колец, охватывающих центральные части исторических городов и созданных на месте укреплений (валов).
Бульвары по планировке могут подразделяться на объекты:
- со свободной планировкой, включающей в себя элементы регулярной и иррегулярной планировки;
- с регулярной планировкой и симметричным размещением основных садово-парковых дорог и аллей;
Протяженность и ширина бульвара определяются в зависимости от класса магистрали и улицы, ее планировочного решения и архитектуры прилегающей застройки.
Ширина бульвара колеблется в диапазоне 15…50 м. Минимальное соотношение ширины и длины бульвара принимается 1:3. При ширине бульвара 20…25 м, как правило, предусматривают одну садово-парковую дорогу (или аллею) шириной 4,5…6,0 м. Если ширина бульвара превышает 25 м, то можно предусмотреть дополнительные садово-парковые дорожки шириной не менее 1,5 м. На бульварах шириной 50 м возможно размещение спортивных площадок, водоемов, павильонов, кафе, детских игровых комплексов, велодорожек. Высота застройки на такого типа бульварах не должна превышать 4…6 м. Все сооружения должны гармонично сочетаться с зелеными насаждениями как главным планировочным компонентом территории.
Входы на бульвар следует предусматривать по длинным его сторонам через каждые 150…300 м. На улицах с интенсивным движением входы на территорию бульвара необходимо увязать с пешеходными переходами и остановками общественного транспорта. С короткой стороны бульвара («оголовок») устраивают главный вход в виде широкой площадки, где проектируют фонтан, клумбу или скульптурную композицию.
При проектировании бульваров следует придерживаться примерного соотношения элементов территории, указанных в табл. 5 («Нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы» МГСН 1.01-2000). Для каждого конкретного случая нормы могут быть скорректированы.
Таблица 5
Примерное соотношение элементов территории бульвара
Бульвары шириной, м |
Планировочные элементы территории бульвара |
||
Зеленые насаждения, водоемы |
Садово-парковые аллеи, дорожки, площадки |
Сооружения и застройка |
|
15…25 |
70…75 |
30…25 |
- |
25…50 |
75…80 |
23…17 |
2…3 |
Более 50 |
65…70 |
30…25 |
Не более 5 |
Планировочное решение городского бульвара сводится к созданию изолированных мест отдыха и центральной прогулочной аллеи. Отдельные элементы благоустройства рекомендованы для оформления участков у торгового центра, кинотеатра с интенсивным пешеходным движением. Озеленение отдельных участков решается средствами размещения красивоцветущих кустарников, цветников. Рекомендовано декоративное прочное мощение, скамьи, урны, светильники.
Бульвары на магистралях с интенсивным движением транспорта необходимо смещать от оси магистрали, между проезжей частью и тротуаром, например в сторону торгового центра или в сторону жилой застройки. На оживленных магистралях возможно устройство двух бульварных полос относительно оси улицы. Это связано прежде всего с доступностью пешеходов на территорию бульвара. Бульвары на жилых улицах могут размещаться по оси улицы.
Главными планировочными элементами бульваров являются основная пешеходная дорожка (планировочная ось), второстепенные и дополнительные дорожки для кратковременного отдыха, входы в виде широких дорожек или площадок. Ширина дорожек устанавливается в зависимости от интенсивности движения пешеходов. Ширина главных дорожек на широких бульварах колеблется в диапазоне 4,5…6,0 м (кратно одной полосе движения в 0,75 м). У входов на площадках и вдоль главной дорожки рекомендуется размещать скамейки для отдыха, фонтаны и бассейны. Основная дорожка бульвара должна иметь прочные конструкции одежды с покрытием из плиток различных формы, размера и цвета или из специальных смесей. Второстепенные дорожки, как правило, следует предусматривать из специальных смесей.
При проектировании бульваров следует учитывать, что насаждения должны играть как декоративную, так и санитарно-гигиеническую, защитную роль. По периметру бульварных полос со стороны проезжей части предусматривают деревья и кустарники, устойчивые к воздействию пыли и газам. Как правило, на территории бульваров формируется полуоткрытая объемно-пространственная структура насаждений. На бульварах в жилом районе в ряде случаев рекомендуется формирование полуоткрытого и закрытого пространства. Типы насаждений представлены в виде рядов (со стороны проезжей части улиц), групп и одиночных экземпляров у площадок отдыха. Группы деревьев и кустарников предусматривают, как правило, на широких бульварах. По оси главой дороги (аллеи) предусматривают цветник прямоугольной формы, как правило, из летников. На газонных участках размещают одиночные деревья, группы кустарников и многолетников. На площадках для отдыха рекомендуется устраивать перголы с вертикальным озеленением. При проектировании бульвара не следует допускать размещение растений высотой более 70…80 см в местах пешеходных переходов со стороны проезжей части в пределах «треугольника видимости».
Подбор ассортимента ведут с учетом климатических особенностей. В районах с континентальным климатом, а также на юго-востоке и юге необходимо предусмотреть защиту мест отдыха от чрезмерного солнечного облучения и действия неблагоприятных ветров.
При проектировании бульваров плотность (густоту) посадок, а также возраст и размер посадочного материала устанавливают индивидуально, в зависимости от назначения бульвара и его местоположения в городской среде. Так, плотность размещения деревьев в условиях Средней полосы России должна составлять в среднем 150 шт. на 1 га, а кустарников – 1500…2000 шт. Количество деревьев и кустарников может быть увеличено в 1,5 раза на бульварах в южных городах России с избыточной солнечной радиацией за счет более плотного размещения растений вокруг мест отдыха и затенения аллей и площадок. В северных областях, наоборот, необходимо обеспечить солнечное освещение мест отдыха и уменьшить плотность насаждений.
Разновидностью бульваров являются прогулочные аллеи. Это своеобразный «зеленый коридор», расположенный вне улиц и предназначенный для пешеходной связи жилых районов с парками, лесопарками, берегами водоемов. Такие объекты проектируют по принципам свободной планировки в зависимости от рельефа местности. Необходимо учитывать направление дорог (аллей) прогулочного движения, следовать особенностям рельефа, огибать застроенные и другие функциональные территории. В аллеях могут быть организованы велосипедные дорожки, зимой используемые как лыжные трассы. Благоустройство территории предусматривает комфортное покрытие, вечернее освещение, небольшие площадки для отдыха с навесами, скамьями (интервалы – через 100…200 м) и удобные подходы от жилых массивов и остановок общественного транспорта.
Улично-дорожная сеть. Городские улицы являются важными ландшафтно-планировочными компонентами городской среды, принадлежащими к общественным центрам городского и районного значения. Категории магистралей, улиц, дорог назначаются в соответствии с классификацией, приведенной в СНиП 2.07.01-89*:
- магистрали общегородского и районного значения;
- улицы и дороги местного значения (в жилой и промышленной застройке, в научно-производственных центрах);
- пешеходные улицы и дороги;
- парковые дороги;
- проезды;
Расчетные параметры магистралей, улиц, дорог приведены в СНиП 2.07.01-89*.
На территориях магистралей, улиц, дорог размещаются в определенной ландшафтно-планировочной композиции объекты озеленения, различные по своему назначению. Озеленение участков решается комплексно, с учетом элементов внешнего благоустройства, наличием сооружений и коммуникаций, интенсивностью пешеходного и транспортного движения.
При проектировании благоустройства и озеленения необходимо учитывать их планировочные элементы, включающие в себя:
- проезжую часть для передвижения транспорта;
- тротуары для пешеходов;
- разделительные полосы по оси магистрали и между проезжей частью и тротуарами;
- элементы комплексного благоустройства.
К элементам комплексного благоустройства относятся осветительные мачты и светильники, указатели движения, места остановок городского транспорта, участки переходов со светофорами, ограничители движения транспорта, временные автостоянки легковых машин, установки для рекламных щитов.
Зеленые насаждения на территории улиц размещаются на специально выделенных полосах вдоль проезжих частей, на тротуарах, у остановок общественного транспорта, переходов в виде островков, вертикальных вставок, а также в виде вертикального озеленения балконов и террас зданий, сооружений и др.
При размещении насаждений в плане необходимо учитывать поперечные профили улиц и их характерных отдельных участков.
Поперечный профиль улицы – это ее сечение (разрез) в наиболее характерном месте. При проектировании улиц выделяются основные элементы поперечного профиля:
1) над поверхностью - здания, сооружения, оборудование, осветительные устройства, информационные шиты, указатели, рекламные установки, насаждения;
2) на поверхности – проезжая часть, тротуары, бортовой камень, водоотводящие сооружения, коммуникации;
3) под поверхностью – подземные инженерные сети (коллекторы водопровод, электрические кабели, канализационные трубы и др.), корневые системы деревьев и кустарников.
При проектировании определяют поперечный профиль в зависимости от величины магистрали или улицы, расчетной интенсивности движения всех видов городского транспорта и пешеходов, преобладающей этажности застройки, условий рельефа, способов отвода поверхностных вод, расположения подземных коммуникаций. Поперечным профилем устанавливается общая ширина улиц, включающая в себя ширину проезжей части и тротуаров.
Ширина проезжей части магистралей регламентируется шириной полосы движения (3,75…3,50 м) и числом полос движения: 4…8 – для магистралей; 2…4 – для улиц и дорог местного значения; 1…2 – для местных проездов; 1 – для пешеходных улиц; 1…4 – для велосипедных дорожек (по проекту). На магистралях общегородского значения по осям предусматривают разделительную полосу (шириной до 6 м), которая подлежит благоустройству и озеленению.
Ширина пешеходной части тротуара принимается кратной одной полосе пешеходного движения человека (0,75…0,90 м) и должна быть не менее 4,50 м. У общественных зданий ширина тротуаров составляет 6…9 м и более (по проекту). Тротуар, как правило, отделяется от проезжей части разделительной полосой, которая отводится под насаждения. Ширина разделительной полосы может устанавливаться проектом в пределах 2,5…6,0 м. Общая ширина улиц устанавливается в красных линиях (КЛ) и линиях застройки (ЛЗ) (СНиП 2.07.01-89*).
Красные линии – это линии границ территории улично-дорожной сети, выделенной из остальной части территории города. За пределы красных линий в сторону улицы или площади не должны выступать здания и сооружения. В пределах красных линий допускается размещение конструктивных элементов дорожно-транспортных сооружений (опор путепроводов, лестничных и пандусных сходов, подземных пешеходных переходов, павильонов на остановочных пунктах городского общественного транспорта).
В исключительных случаях с учетом действующих особенностей участка (поперечных профилей и режимов градостроительной деятельности) в пределах красных линий допускается размещение следующих объектов:
- сооружения транспортной инфраструктуры (площадки отстоя и кольцевания общественного транспорта, разворотные площадки, площадки для размещения диспетчерских пунктов, островки, разделительные полосы благоустройства и озеленения, участки для нестационарных объектов автосервиса и попутного обслуживания – минимойки, посты проверки);
- участки для попутного обслуживания пешеходов (мелкорозничная торговля и бытовое обслуживание).
Линии застройки – это линии, устанавливаемые для зданий, строений, наземных сооружений, размещаемых с отступом от красных линий, величина которого определяется градостроительными нормативами.
Между красной линией и линией застройки устанавливается отступ шириной:
- на магистралях – не менее 6 м;
- на улицах местного значения – не менее 3 м.
В профиле улиц большое значение имеет расположение разделительных полос, отводимых под насаждения. Насаждения в полосах предназначены как для частичной защиты пешеходов от неблагоприятного воздействия выхлопных газов и пыли, так и для эстетического обогащения архитектурного ансамбля окружающей застройки и создания комфортных условий. При проектировании и выборе приемов озеленения улиц необходимо учитывать:
- природно-климатические условия;
- местоположение и функцию улицы в плане города, ширину и ориентацию ее, интенсивность транспортного и пешеходного движения, характер окружающей застройки и ее этажность;
- размещение подземных коммуникаций и надземных сооружений.
Основные типы насаждений:
- ряды деревьев и кустарников (живые изгороди);
- группы, солитеры из деревьев и кустарников;
- газон, травянистые цветочные растения в вазах и контейнерах;
- лианы в виде вертикального озеленения на конструктивных специальных устройствах (стенки, «цилиндры», «конусы» из металла, проволоки и т.д.).
По градостроительным нормативам, в зависимости от поперечного профиля улиц или магистралей, уровень озелененности (нетто, в красных линиях) на отрезках между перекрестками может составлять:
- жилых улиц – 50…55%;
- магистралей районного значения – 30…45%;
- общегородского значения – 25…45%;
- скоростных дорог – 50…60%.
Повышение жизнестойкости растений на объектах озеленения улиц с высокой посещаемостью обеспечивается следующими мероприятиями:
- организация направленного движения посетителей;
- использование ассортимента растений, устойчивого к сильному уплотнению почвы (тополя канадский и боле, берест, липа мелколистная);
- поднятие растительного уровня над пешеходным уровнем в местах интенсивной посещаемости (каменные вазы, приподнятые над тротуаром участки, ограниченные бордюром);
- выделение специальных технических полос, свободных от растительности, для складирования снега, позволяющее снизить влияние хлоридов на растения; размер полосы зависит от ширины проезжей части улицы;
- размещение деревьев в полосах шириной не менее 2,5…3,0 м для однорядной посадки растений и 5…7 м – для двухрядной посадки растений;
- ограждение стволов деревьев в местах массового посещения скамьями, каменными бордюрами, насыпкой гравия в лунки и т.д.
- соблюдение соответствующей агротехники ухода за насаждениями с учетом специфики городской среды;
- размещение насаждений в зависимости от сооружений инженерного оборудования улиц (табл. 6).
Таблица 6
Расстояния до деревьев и кустарников от зданий и сооружений на магистралях и улицах
Наименование зданий и сооружений |
Расстояние, м, от здания и сооружения объекта до оси |
|
ствола дерева |
кустарника |
|
Наружные стены зданий и сооружений |
5,0 |
1,5 |
Оси трамвайных путей |
5,0 |
3,0 |
Края тротуара и садовых дорожек |
0,7 |
0,5 |
Края проезжей части, кромок укрепленных полос обочин дорог или бровок канав |
2,0 |
1,0 |
Мачты и опоры осветительной сети трамвая, мостовых опор, эстакад |
4,0 |
- |
Подошвы откосов, террас и др. |
1,0 |
0,5 |
Подошва или внутренняя грань подпорных стенок |
3,0 |
1,0 |
Подземные сети: газопровода, канализации теплопроводов (стенок канала) |
1,5 2,0
|
- -
|
Трубопроводы тепловых сетей при бесканальной прокладке: водопроводов, дренажей силовых кабелей и кабелей связи |
2,0 2,0 |
- 0,7 |
Расстояние от наружных стен зданий и сооружений, объектов инженерного благоустройства до деревьев и кустарников принимается по СНиП 2.07.01-89*.
Приведенные в табл. 2.15 нормативы относятся к деревьям с диаметром кроны не более 5 м и должны быть увеличены для деревьев с кроной большего диаметра.
Расстояние от воздушных линий электропередачи до деревьев следует принимать по правилам устройства электроустановок. Деревья, размещаемые у зданий, не должны препятствовать инсоляции жилых и общественных помещений. Озеленение улиц в центральных районах города решается по-разному, в зависимости от их местоположения.
Для озеленения центральных улиц используются исторически сложившийся ассортимент, отражающий специфику образа улиц данного города. В качестве посадочного материала применяются только крупномерные деревья. Озеленение участков улиц в жилом районе выполняется теми видами растений, которые в большей мере соответствуют характеру существующих насаждений и особенностям жилой застройки.
На магистральных улицах с интенсивным движением транспорта для лучшей защиты пешеходов от шума, пыли и выхлопных газов с каждой стороны проезжей части проектируются, по возможности, два ряда деревьев и живая изгородь из кустарников. Ширина полосы при этом должна быть не менее 6 м. На полосах шириной 7,5 м могут применяться группы растений деревьев и кустарников из разных видов в сочетании с рядовой посадкой деревьев вдоль проезжей части. Наиболее эффективны смешанные посадки деревьев и кустарников между проезжей частью и тротуаром. Желательно ступенчатое расположение растений от низких кустарников к высоким, а от них – к средним и высоким деревьям.
Возможны также приемы защиты от шума на городских магистралях градостроительными средствами (земляной кавальер в сочетании со стенкой, размещение зданий нежилого назначения, выемка для проезжей части). На трассах с интенсивным движением для защиты от шума пешеходов, посетителей объектов можно предусмотреть размещение насаждений, состоящих из нескольких рядов или групп деревьев и кустарников. При этом ряды деревьев со стороны магистрали должны быть расположены на таком расстоянии друг от друга, чтобы их кроны не смыкались. Такое размещение более эффективно – звуковые волны рассеиваются в пространстве. В то же время каждый ряд деревьев с сомкнувшимися кронами является экраном для шумовых волн и усиливает эффект шума. Насаждения, размещенные в разделительных полосах улиц, в виде рядов деревьев с опушкой из кустарников могут снизить уровень шума на прилегающих тротуарах в среднем на 6,0…13,2 дБА (в безлистном состоянии – на 2…6 дБА), причем более эффективны растения с плотными, раскидистыми, густо облиственными кронами (виды, лип, ясеней, платана, тополя). Методы измерения шума от транспортных потоков измеряются в соответствии с ГОСТ 20444-85. Выбор варианта озеленения зависит также от ориентации улицы.
Улицы широтной ориентации имеют ограничения по размещению деревьев у северных фасадов зданий. Здесь создается тень только для пешеходов, т.е. в том случае, если застройка не плотная или если она удалена от тротуара. При широтном направлении (под углом к меридиану 70…900) необходимо предусмотреть защиту пешеходов от лучей солнца с одной стороны.
Улицы меридиональной ориентации при плотной застройке затеняют тротуары с двух сторон, поэтому следует подбирать растения, устойчивые к произрастанию в тени. При меридиональном направлении улиц (отклонение от меридиана +-200) и равномерном их освещении рекомендуется размещение деревьев вдоль тротуаров по обеим сторонам улицы.
Если позволяет ширина улицы, то ряды деревьев проектируют по обеим сторонам тротуара с учетом видового состава и высоты растений. На узких улицах по теневой стороне рекомендуется предусматривать кустарники и деревья небольших размеров и небольшой высоты. Следует учитывать и освещенность самих растений, так как более эффектно они выглядят с освещенной солнцем стороны. С помощью насаждений на улицах и магистралях можно частично ослабить силу ветра. На сильно продуваемых участках рекомендуется предусматривать ветрозащиту из двух – семи рядов деревьев с ажурностью 30…40%. Скорость ветра снижается также при размещении групп деревьев (лучше ажурной конструкции) в сочетании с группами кустарников. На перекрестках и поворотах улиц посадки деревьев и кустарников не должны загораживать дорогу и движущийся транспорт пешеходам и водителям автотранспорта. Высота растений должна быть не более 0,5 м в пределах «треугольника видимости».
«Треугольник видимости» рассчитывается в зависимости от скорости движения и торможения автомашин. Составляется соответствующий чертеж, который накладывается на план озеленения участка перекрестка улиц. Размеры равнобедренного треугольника для условий «транспорт – транспорт» при скорости движения 40 и 60 км/ч должны составлять соответственно не менее 25 и 40 м. Для условий «пешеход – транспорт» размеры прямоугольного треугольника должны составлять при скорости движения транспорта 25 и 40 км/ч соответственно 8х40 и 10х50 м. В пределах «треугольника видимости» не допускается размещение зданий, сооружений, деревьев, кустарников высотой более 0,5 м (СНиП 2.07.01-89*).
Важным условием является также обеспечение проветривания улицы, которое достигается регулированием интервалов между деревьями в рядах. Насаждения на улицах имеют свои особенности и должны соответствовать специфическим требованиям, основными из которых являются газоустойчивость, шумо- и пылезащитная способность. С учетом этого рекомендуется следующие газоустойчивые виды деревьев: ели колючая и Энгельмана; конский каштан обыкновенный; для южных широт - акация белая, софора японская, гледичия трехколючковая, айлант; клены татарский, серебристый, пенсильванский; тополь серебристый, а также газоустойчивые виды кустарников: дерен белый, жимолость татарская, кизильник блестящий, скумпия, смородина золотистая, спирея средняя и др.
Древесные растения, способствующие снижению шума: ель колючая, туя западная. Виды листопадных древесных растений, сохраняющие плотную крону: дуб, липа, каштан, граб, ильмовые, а также кустарники: бирючина, калина-гордовина, спирея.
Виды древесных растений, обладающих способностью защищать территорию от пыли, имеющие плотную густую крону, шершавые морщинистые листья: вяз шершавый, клен остролистный, ясени зеленый и обыкновенный, каштан конский; лох узколистный, сирень венгерская.
Опыт создания насаждений на городских объектах показывает, что свободная группировка деревьев эффективнее защищает пешеходную трассу от шума, чем ряды деревьев. Эффективно снижают уровень шума деревья и кустарники с низкими плотными кронами. При подборе ассортимента деревьев и кустарников следует избегать видов древесных растений с поверхностной корневой системой, которая может повредить покрытия тротуаров.
Используя различные формы растений, можно создавать художественные композиции в соответствии с поставленными задачами. При озеленении территорий вблизи архитектурных ансамблей, монументов используют формы растений, гармонирующие с архитектурой зданий (тополь, кипарис), конусовидные (ель, пихта), придающие участку торжественность.
Шаровидные формы или формируемые кроны растений в форме параллелепипеда, куба создают своеобразное «графическое звучание» в зимний период времени, когда растения находятся в безлиственном состоянии.
Строгость отдельных представительных участков магистралей и улиц достигается геометрическими приемами плоскостного цветочного оформления (в форме круге, овала, квадрата, прямоугольника) в сочетании с низкими стрижеными бордюрами кустарников.
На парадных объектах используют сменное цветочное оформление, «наборные цветники» в емкостях, горшках, установленных в контейнеры. Для преодоления «сухости» застройки вводят контрастные формы древесных растений с плакучей ниспадающей кроной (береза, ива, форзиция, карагана и др.) Разнообразие создается как сменным цветением растений, так и окраской листвы, плодов, ветвей, фактурой стволов.
При определении количества посадочного материала для озеленения улиц учитывается вид посадки. Территории улиц озеленяют с двух сторон полосами шириной 3…4 м с расстоянием между деревьями 6…7 м. Для озеленения 1000 м улицы (без учета перекрестков) требуется, как правило, 200…340 шт. деревьев и до 1000 шт. кустарников.
Количество кустарников, размещаемых на улице, зависит от местных условий. При проектировании необходимо соблюдать расстояния между деревьями и кустарниками, обеспечивающие оптимальное развитие крон деревьев и надземной части кустарников. При многорядной посадке кустарников ширину полосы следует увеличивать на 1,5…2,0 м для каждого дополнительного ряда растений.
При проектировании деревьев в полосах в один ряд расстояние между деревьями следует предусматривать не менее 6…7 м, в два ряда – 7…8 м.
При проектировании кустарников (высотой 1,8 м) в один ряд расстояние между растениями должно составлять не менее 0,6…0,8 м; кустарников средних по высоте и низких – 0,3…0,5 м.
При проектировании групп деревьев в полосах расстояние между растениями следует предусматривать 5…6 м, а групп кустарников – 0,3…0,4 м.
Пешеходные улицы и дороги. Необходимым звеном в процессе реконструкции сложившейся застройки общественного пространства центра являются пешеходные улицы и дороги, одноуровневые пешеходные площади, двухуровневые улицы (с разделением пешеходов и транспорта по вертикали); «подвесные» площади над транспортными узлами, крытые галереи в комплексах торговых и общественных зданий, подземные пешеходные коммуникации.
Пешеходные трассы движения, изолированные от транспорта, являются оптимальным решением создания благоприятной среды для человека. Организация пространства рассчитана здесь на восприятие идущего человека. Рациональное решение и размещение таких элементов создают благоприятные предпосылки для создания своеобразного ансамбля и комфортных условий для пешеходов. Решение должно быть направлено на то, чтобы природные и искусственные компоненты были тесно взаимосвязаны и соответствовали характеру пешеходного потока.
Важнейшим средством формирования пешеходного пространства являются средства городского дизайна. Приемами дизайна при масштабе проектирования 1:100, 1:50 можно создать своеобразный мир улицы, площади, галереи. Основными объектами проектирования являются:
- покрытия пешеходных дорог с декоративным мощением;
- деревья и кустарники, газоны и цветники;
- осветительная арматура, светильники;
- скульптура, фонтаны, мебель;
- рекламные установки, навесы и укрытия;
- ограждения, приствольные решетки деревьев.
Современными средствами дизайна выделяются следующие основные приемы архитектурно-ландшафтной организации пешеходных площадей и улиц:
- применение декоративных покрытий, позволяющее отметить главное направление движения (направляющий рисунок), подчеркнуть особое значение архитектурного объема, формы, разграничить функциональные пространства, подчеркнуть архитектурный масштаб пространства;
- использование декоративной скульптуры, подчеркивающей значение городских центров и способствующей художественной выразительности фонтанов, водных зеркал, лестниц-каскадов;
- озеленение отдельных участков как средство повышения эстетических качеств среды, улучшения микроклимата (защита от перегрева и ветра);
- объединение разнохарактерной застройки средствами сезонной динамики, разнообразием форм, цвета, светотеневыми контрастами; созданием перспектив, кулис.
Набережные. Набережные – важные объекты ландшафтной архитектуры, располагаемые вдоль рек, озер, морей. Благоустройство и озеленение набережных имеют в городских условиях большое значение как при новом строительстве, так и при реконструкции городов.
Набережные могут совмещать в себя функции транспортного движения и мест кратковременного отдыха и прогулок, культурного общественного центра, выполнять исключительно рекреационные и архитектурно-композиционные задачи. При решении композиции набережной учитывают предположения генерального плана города, планировочную идею района, структуру прилегающей городской застройки, функциональное значение набережной, характер и масштаб водоема, а также задачу использования береговой полосы. Архитектурно-планировочная организация набережных решается различными приемами. Существенное значение имеет величина города, ширина полосы для озеленения и благоустройства, особенности рельефа, уровень поднятия воды и затопления. Набережные могут быть одно-, двух- и многоуровневыми. При одноуровневом варианте прогулочные аллеи следует размещать непосредственно у воды или отделять трассу озелененной полосой. Крупные деревья следует располагать у кромки откоса в один ряд. Ширина озелененной полосы в этом случае должна составлять не менее 2 м. При проектировании групп деревьев ширина полосы должна составлять не менее 4,5 м. У кромки откосов проектируют газоны, цветники, группы из невысоких деревьев и кустарников.
В больших, крупных и крупнейших городах набережные шириной 60 м и более используются не только для отдыха, но и как автомагистрали общегородского и районного значения. Ширина набережных вдоль малых рек в средних городах составляет, как правило, около 20 м. Двухуровневые набережные могут иметь транспортные проезды на каждом уровне. Озеленение откосов решается либо в виде газона, либо с размещением древесно-кустарниковых растений. Проезды на нижнем уровне возможны в случаях, когда он размещен на незатопляемых отметках. Если на набережную выходят мемориальные комплексы или объекты массового посещения, то целесообразно прогулочную часть набережной приблизить к сооружениям, обеспечив безопасность движения транспорта.
При озеленении территории набережной большой ширины и протяженности возникает необходимость формирования открытых и закрытых пространств и рядовые посадки деревьев дополняются группами разной величины. При узкой полосе озеленения используют деревья с высоким штамбом. В пределах набережных выделяются зоны интенсивного использования и тихого отдыха. На набережных формируются зоны интенсивного использования вблизи различных сооружений типа речных вокзалов, причалов, водно - спортивных станций или лестничных спусков к воде. Такие участки оборудуют смотровыми площадками, теневыми навесами, беседками, летними кафе, киосками. Приемы озеленения имеют парадный характер. В ассортименте растений преобладают декоративные формы, хвойные породы. Территория с высоким уровнем благоустройства: широкое применение подпорных стенок из естественного камня, фонтанов, декоративных бассейнов, малых архитектурных форм.
Набережные и прибрежные полосы водоемов имеют большое значение в формировании архитектурно-пространственной композиции прилегающей застройки. Уровень озеленения территорий набережных, % о общей площади, принимается:
- в качестве зон отдыха общегородского значения – 60;
- в качестве прогулочных зон – 40…45;
- в качестве транспортных зон – 20…25.
Набережные – бульвары, или «линейные сады». Такого типа объекты активно формируют среду и придают ей своеобразный характер. Бульвары на набережных не рекомендуется совмещать с транспортным движением магистралей. Набережные-бульвары вдоль берегов рек, озер, морей во многом по своей планировке и назначению имеют сходство с широкими бульварами жилых улиц. Их отличие заключается в том, что они непосредственно примыкают к береговой линии одной из своих сторон и визуально должны объединять ландшафты акваторий и городскую среду. Такие «линейные сады» создают и на берегах крупных водоемов. Ширина их может составлять от 15…18 м до нескольких десятков метров. По своей планировке «линейные сады» могут иметь центральную прямолинейную ось в виде дороги, аллеи; ось, прямолинейную, но смещенную к береговой линии; ось, свободно проложенную на территории, имеющую плавные изгибы дороги (аллеи).
Береговую линию и полосу вдоль реки или озера (моря) необходимо использовать только для отдыха и прогулок. Входы следует предусмотреть как по длинной стороне, вдоль береговой линии, так и на коротких сторонах, ограничивающих территорию. Если бульвар имеет выход на городскую административную или транспортную площадь, то он должен быть рассчитан на единовременный пропуск большого количества пешеходов и композиционно должен быть раскрыт навстречу потоку. На территории набережной-бульвара предусматривают площадки отдыха, с которых раскрываются перспективы на водную гладь. Частью планировки такого сада являются спуски к воде в виде лестниц, а также причалы, автостоянки, кафе и др.