Озеленение загородных магистралей, парковых дорог, шоссе
Задача архитектурно-ландшафтной организации загородных магистралей и парковых дорог заключается в создании информационно насыщенной среды, способствующей активному восприятию прилегающей территории, безопасности движения, быстрой и точной пространственно-временной ориентации и выбору рационального скоростного режима движения. Дорога должна прокладываться не только с наименьшими объемами работ и затратами, но и наименьшими нарушениями существующего ландшафта. При проектировании трасс дорог следует учитывать, что дороги должны находиться в гармонии с ландшафтом.
Ценность изымаемых для дороги земель учитывается при решении природоохранных задач в процессе дорожного строительства. На основании экспертных опросов и исходя из опыта проектирования дорог в различных странах определилась примерная шкала ценности земель, которую рекомендуется учитывать при дорожном проектировании. Разработаны примерные коэффициенты относительной ценности земель, отчуждаемых при дорожном строительстве.
Эстетическое восприятие дороги неразрывно связано с четкостью ее функций, благоустройством элементов и рациональностью использования дорожного полотна.
Архитектурно-планировочные элементы дорог. Разделительные полосы без устройства покрытий устраивают для раздела многополосных дорог. На них укладывают грунтовые валы или формируют полосы для посадок растительности. Посадка деревьев уменьшает встречное ослепление, шум и влияние отработавших газов. Толщина ствола дерева не должна превышать 15 см для предотвращения сильных ударов автомобилей об него в случае аварии.
Широкая промежуточная полоса между встречными путями движения может быть переменной величиной и включать в себя участки ландшафта (рощи, пруды, поселки, фруктовые сады). Независимое расположение встречных полос с включением природных элементов повышает интерес к дороге, делает поездку более комфортабельной и меньше нарушает естественный ландшафт благодаря узким полосам движения. Раздельное трассирование дороги, устройство разделительной полосы переменной ширины является одним из оптимальных средств так называемого вписывания дороги в окружающий ландшафт. Такой прием актуален и применяется, например, для обхода пруда или рощи в живописной местности, при устройстве площадки отдыха вблизи водоема, в целях сохранения ценных в декоративном отношении выходов скальных пород или исторических построек.
Дороги являются своеобразным объектом туризма и отдыха. Поэтому прилегающие к дорогам территории в виде менее ценных для сельского хозяйства участков, земли по берегам рек, около достопримечательных мест могут быть переданы под контроль дорожных организаций. Охраняемая часть придорожного пространства включает в себя всю видимую зону, для которой при проектировании дороги разрабатывается схема функционального зонирования и ландшафтной организации с детальной проработкой объемно-пространственного решения основных узлов трассы, таких как участки размещения памятников архитектуры, примечательные объекты природы и др.
На функционирующих старых дорогах со сложившейся архитектурно-ландшафтной средой, включающей в себя объекты разного времени строительства, стиля и содержания, возникает проблема сочетания старого и нового, которая решается по принципу согласованности или, наоборот, контрастности. При этом проводится изучение, сохранение и развитие ее природно-эстетических качеств в целях приведения их к гармоничной согласованности и эстетическому единству.
В ближней зоне дороги кроме полотна дороги размещают придорожные сооружения, такие как станции технического обслуживания, автостоянки и павильоны остановок, информационные знаки, элементы благоустройства, малые архитектурные формы, декоративные и защитные зеленые насаждения.
Рекомендуется ширина полосы остановочных площадок - от 3 до 8 м (в зависимости от класса дороги). Такая полоса служит для размещения павильонов, телефонных будок, туалетов, дорожных буфетов. Полоса не всегда является частью дорожного полотна, но иногда тянется вдоль него на сотни метров. Располагается она обычно в одном уровне с проезжей частью и по окраске контрастирует с полосами дороги (например, цветной асфальтобетон).
Полоса безопасности - это препятствие для попадания на дорогу велосипедистов, детей и животных. Ширина полосы безопасности определяется местными условиями. Окраска и форма поверхности должны обеспечивать хорошую видимость с большого расстояния, отпугивать животных своей необычностью (например, плиточным покрытием).
Пешеходные тропы устраивают в таком отдалении от дороги, чтобы уровень звукового давления более 70 дБА полностью глушился природными экранами (холмами, грядами, откосами выемок, хвойной растительностью). Ширина пешеходных троп - от 0,75 до 1,50 м.
Сопутствующие тропы и дорожки (пешеходные, велосипедные, для мотоциклистов) располагаются в придорожной полосе обычно не строго параллельно существующей дороге, что обеспечивает безопасность движения по ним. Для устройства сопутствующих дорожек широко используются старые аллеи и просеки в лесу. Это особенно важно в гористой местности для обеспечения безопасности.
Велосипедные дорожки по возможности не должны совмещаться с пешеходной тропой. Ширина их принимается 1...2 м, уклон - не более 20%. Прогулочные велосипедные дорожки на отдельных коротких участках могут иметь уклон до 50%.
Остановочные площадки по размерам и расположению могут быть разнообразными. Памятники старины и мемориальные зоны, расположенные вблизи дороги, должны быть обеспечены удобными подъездами и выездами. На туристских горных дорогах, которые в ненастье не посещаются, а зимой покрыты снегом, следует ограничиться устройством на остановочных площадках и полосах простого гравийного или щебеночного покрытия.
Элементы оборудования дорог подразделяются на обязательные (общесоюзные и международные) и местные.
К обязательным элементам оборудования относятся дорожные знаки, осветительные устройства, санитарные пункты, почта, телефон, телеграф, станции обслуживания, бензозаправочные станции, туалеты.
Местные элементы оборудования определяются особенностями среды, региональными особенностями архитектуры и деталей благоустройства. К ним относятся пункты питания, места отдыха и ожидания. Места отдыха подразделяются на следующие типы:
- для кратковременного отдыха в пути водителей и пассажиров;
- видовые - места, откуда открываются живописные панорамы; около памятных мест, связанных с историческими событиями и выдающимися людьми.
Места отдыха располагаются друг от друга на расстоянии, зависящем от расчетной скорости движения , км/ч, следующим образом:
- площадки длительной стоянки, туалеты - 0,2
- кафе, закусочные, души - 0,4
- мотели, кемпинги - 1,0
На туристских дорогах эти расстояния могут быть меньше. Для предотвращения загрязнения среды площадки оборудуют туалетами, мусоросборниками, кострищами. Во многих странах при строительстве дорог, используемых как туристские и парковые трассы, резервируют широкую полосу отвода, рассматривая ее как своеобразную зону отдыха (в США, например, шириной от 90 до 450...540 м).
В России по действующим градостроительным нормам и правилам запрещено строительство сооружений в придорожной полосе шириной 200 м.
Виды обслуживания на автомобильных дорогах
Дорожная служба Радиус обслуживания, км
Дорожно-эксплуатационный участок.....................................................100...180
Дорожно-ремонтный пункт....................................................................30...50
Автотранспортная служба:
автовокзал......................................................................................200...600
автостанция........................................................................................До 5
мотель, кемпинг.................................................................................20....60
пост ГАИ......................................................................................По местным условиям
автопавильон с пешеходным мостовым переходом......................По местным условиям
автопавильон.................................................................................По местным условиям
станция технического обслуживания..............................................300
автозаправочная станция.................................................................30...80
автостоянка......................................................................................50...200
площадка для отдыха.........................................................................10...15
видовая площадка...............................................................................10...15
Культурно-бытовое обслуживание:
медицинские учреждения......................................................................До 50
предприятия питания, кафе....................................................................До 50
предприятия торговли............................................................................До 10
учреждения связи..................................................................................До 50
Площадки необходимо размещать в достопримечательных и живописных местах, в удалении от дороги. Они должны быть защищены посадками деревьев и кустарников.
Площадки для отдыха устраивают в местах трассы, где с дороги открываются живописные виды (например, на горных перевалах). Чаще всего они имеют небольшие размеры ввиду непродолжительности остановок. Создают такие площадки путем уширения дорожного полотна.
На дорогах США в местах с красивыми видами резервируют полосы шириной, м:
В равнинной или слабо пересеченной местности..............................................90...105
У основания холмов, используемых как пастбища............................................15...30
Вдоль рек и ручьев...............................................................................................150...180
Для этой цели обычно используются участки старых дорог, оставшиеся после спрямления или увеличения радиуса кривых. При малых дальностях поездок площадки отдыха могут быть простейшего типа.
Вдоль дорог предусматривают пункты общественного питания. Количество мест в кафе при расположении их на расстоянии 0,4 принимают равным 15+0,04N (где N- интенсивность движения, автомобилей в час).
Мотели - это придорожные гостиницы для ночного отдыха.
Кемпинги - это стояночные площадки для летнего и зимнего туризма. Простейшие кемпинги - это пикниковые площадки в лесу, размещенные на просеках, отделенных густой растительностью от дороги.
Павильоны на автобусных остановках устанавливают на всех дорогах, по которым осуществляется пассажирское движение, на придорожной полосе.
Благоустройство и озеленение дорог. Зеленые насаждения выполняют различные функции, и при выборе их типа учитывается специфика дорог. Главное это обеспечение безопасности движения, поэтому при проектировании обязательно следует учитывать все особенности каждого типа насаждений в данных конкретных условиях.
Исходя из условий безопасности движения и для обеспечения видимости и зрительного ориентирования водителей посадки должны быть уплотнены с внешней стороны кривых и сильно разрежены (или вовсе не производятся) с внутренней стороны кривых. На участках леса устраивается срезка для обеспечения видимости. При размещении по полосам отвода дорог пирамидальных видов деревьев (тополя, кипарисы) возникает так называемый зебра-эффект - крайне утомительное мелькание теней на дороге в вечерние и утренние часы. То же наблюдается и на дорогах, проложенных через высокоствольный лес. В таких случаях между деревьями следует высаживать группы декоративных кустарников.
При проектировании для правильной оценки глубины пространства следует наметить опорные точки, позволяющие зрительно оценивать расстояние. Возникает необходимость членения пространства для восприятия его глубины и создания в поле зрения у дороги точек отсчета в виде групповых посадок деревьев и кустарников, дорожных знаков и указателей.
Необходимо учитывать рост и развитие деревьев и кустарников, произрастающих вблизи дороги. Корни деревьев и кустарников закрепляют грунты у края дороги и защищают их от размыва дождями. В то же время, разрастаясь, корневая система может разрушить краевые полосы дороги. Чтобы это предотвратить, необходимо выделить специальные зоны придорожной растительности. Выделяют зону травянистой растительности, кустарниковую зону и зону древесной растительности.
Дорога является активным композиционным элементом ландшафта. При проектировании благоустройства и озеленения необходимо учитывать, что основная цель - не только украшение дороги, но и усиление связи с окружающим ландшафтом. Это достигается компоновкой растительности для подчеркивания живописных мест, использованием динамичности зеленых насаждений по возрасту и временам года и разграничением ландшафтных бассейнов, архитектурной выразительностью и оригинальностью сооружений и участков, находящихся в зоне зрительного восприятия.
При необходимости трансформации рельефа и видоизменения растительного покрова, маскировки высоты откосов, насыпей и выемок растительными средствами целесообразно применять:
- на откосе - группы деревьев и кустарников, укрепляющих полотно откоса;
- вдоль дороги - высокорослые деревья;
- в целях уменьшения видимой высоты откоса на участках бермы и выше - группы деревьев и кустарников;
- на нескольких бермах высоких откосов - небольшие деревья и компактные группы кустарников.
Для создания эстетически выразительной среды автодорог целесообразно свободное размещение насаждений, взаимосвязанных с ландшафтом. При проектировании насаждения должны сочетаться с элементами благоустройства, малыми архитектурными формами, декоративной скульптурой, визуальной информацией. Типом насаждений являются группы деревьев и кустарников и небольшие куртины.
Группы создаются значительных размеров с учетом восприятия их при высокой скорости движения. Крупные объемы формируются из деревьев первой величины с плотной кроной и высоких кустарников. Наилучшие условия восприятия групп определяются расстоянием до них, равным не менее двух высот.
Группы деревьев и кустарников применяются при подъезде к зонам отдыха и курортным районам как эмоциональная подготовка к общению с природой. При подборе ассортимента для групп вдоль автодорог большое значение помимо декоративных качеств имеет их ветроустойчивость и приспосабливаемость к другим факторам внешней среды.
Аллеи деревьев привлекательны вдоль узких дорог, когда высота растений превышает ширину полотна. При широком полотне современных автомагистралей аллеи становятся невыразительными. Ряды из деревьев целесообразно организовывать лишь в некоторых специфических случаях: на откосах высоких насыпей в долинах рек и на затапливаемых участках; в районах искусственного орошения, мелиорации или развития полезащитных насаждений.
Ряды приемлемы на пригородных участках у въездов в населенные пункты, где по мере приближения к застроенным территориям они могут переходить в бульвары. На подъездах к расположенным у дороги памятным местам деревья следует удалять от дороги, как правило, на 4,5 м. В насыпях и выемках растения размещают на откосах не ниже 1,5 м от отметки бровки.
Специальные автомобильные прогулочные дороги паркового типа. Парковые дороги ("парквеи") являются элементами, объединяющими рекреационные образования в определенную систему. Парковые дороги нуждаются в особо тщательном оборудовании и благоустройстве.
Для формирования пейзажа примыкающего к дороге пространства используются контрастные по форме и цвету элементы оформления. Необходимо обеспечить плавность зрительного восприятия и учитывать, что основными доминантами придорожного ландшафта являются участки с отчетливо выраженной пластикой рельефа и крупными массивами насаждений. При проектировании рекомендуется создавать по фронту придорожного пространства (на 50...300 м) раскрытие полян и опушек, создавать крупные "пятна" цветочных композиций из аборигенных многолетников, использовать красиво-цветущие древесно-кустарниковые виды растений. При необходимости сочетания защитных и декоративных функций озеленения защитные посадки следует "отодвигать" на границу полосы отвода или прилегающие к ней земли, а декоративные группы размещать между защитным рядом и земляным полотном.
Дороги, обсаженные деревьями, стали характерной особенностью национальных ландшафтов. Многие аллеи вековых деревьев взяты под охрану государства, например двухкилометровая дубовая аллея у местечка Смалининкай в Литве, ивовая аллея по дороге Кобрин - Пинск за Дрогичином и столетние березовые посадки на дороге Докшицы - Вилейка в Белоруссии, старые липовые аллеи вдоль дорог Винницкой и Хмельницкой областей, каштановые аллеи в Черниговской области в Украине и т.д.
При трассировке автомагистралей в районах размещения объектов массового отдыха предъявляются особые требования к окружающей среде, поэтому учитываются придорожная полоса (зона) распространения загазованности от автотранспорта и придорожная зона транспортного шумового фона. В нейтрализации негативных явлений большую роль играют плотные защитные посадки санитарно-гигиенического назначения, увязанные с основными направлениями визуального восприятия ландшафта.