Озеленение детских садов и школ
Озеленение детские садов. Детские сады – важные объекты обслуживания населения жилых комплексов. Территории детских садов занимают значительную часть в общем балансе озеленения территорий жилого района и микрорайона. Уровень озеленения детских садов по современным нормативам должен составлять до 60 %. Детские сады-ясли, как правило, размещают в центральной части жилой застройки на хорошо освещенных, проветриваемых и сухих местах с нормальным естественным стоком поверхностных вод.
Число детских садов-яслей для жилого района устанавливается в зависимости от демографической структуры населения. При ландшафтном проектировании принимается расчетный уровень обеспеченности детей детскими садами в пределах 85 %, в том числе: общего типа – 70 %; оздоровительного типа – 12 %; специализированного типа – 3%. По московским нормативам детские дошкольные учреждения проектируют на 10…12 групп, а в отдельных случаях – на 6 групп (пристраивают к торцам жилых зданий). Площадки для прогулок детей располагают на расстоянии от входа в здание детского сада не более чем на 30 м, а от окон самого жилого дома – на 15 м. Площадь групповой детской площадки для детей ясельного возраста принимается из расчета 7,5 м2 на одно место. В микрорайоне радиус обслуживания площадки (R) принимают 300 м, в малых городах R = 500 м.
По современным нормативным материалам площади земельных участков детского сада составляют:
- при вместимости детского сада 100 чел. и норме на одного ребенка 40 м2 – 0,4га;
- при вместимости детского сада до 350 чел. и норме на одного ребенка 35 м2 – 1,22 га.
Участок, как правило, должен иметь прямоугольную форму. Расстояние от границ участка до красной линии проезда (улицы) должно составлять не менее 25 м, до стен жилых домов – не менее 10 м, до стен коммунальных предприятий – не менее 50 м. Здание размещают у одной из границ или в центре участка. Вокруг здания обычно предусматривают проезд шириной 3,5 м с разворотной площадкой размером 12,0…5,5 м. Расстояние от фасада здания до границы проезда (ближайшего бортового камня) должно составлять не менее 8 м.
При ландшафтном проектировании и озеленении территории детского сада необходимо учитывать соотношение различных планировочных элементов в зависимости от размеров здания и числа детей (табл.1).
Таблица 1
Соотношение отдельных зон и элементов территорий детских садов-яслей
Состав планировочных элементов |
Площадь, м2, различных элементов планировки в зависимости от числа детей |
|||
50 мест |
80 мест |
140 мест |
280 мест |
|
Застройка |
540 (27%) |
700 (19%) |
830 (17%) |
1640 (17%) |
Площадки для групп детей |
220 (11%) |
550 (14%) |
830 (17%) |
1390 (14%) |
Хозяйственные участки |
100 (5%) |
100 (3%) |
120 (2%) |
120 (2%) |
Проезды, дорожки |
200 (10%) |
540 (15%) |
740 (15%) |
1400 (14%) |
Зеленые насаждения |
940 (47%) |
1710 (49%) |
2380 (49%) |
5180 (53%) |
Итого: |
2000 (100%) |
3600 (100%) |
4900 (10%) |
9700 (100%) |
В соответствии с функционально-планировочной организацией территории выделяют следующие зоны (участки):
- зона входа на территорию;
- зона групповых детских площадок;
- хозяйственная зона.
Зона групповых детских площадок включает в себя непосредственно групповые площадки для детей ясельного возраста до трех лет и для детей в возрасте четырех – шести лет, а также общую физкультурную площадку (площадью 250 м2) и плескательный бассейн (площадью 20 м2). Все площадки должны быть взаимосвязаны сетью дорожек.
Хозяйственная зона включает в себя хозяйственный дворик с сараем (площадью 24 м2), площадку для установки мусоросборников (размером 2,85…2,60 м), площадку для сушки белья (площадью не менее 90 м2), которая изолируется от площадки для мусоросборников ограждением. Всю хозяйственную зону сосредоточивают у границы участка и изолируют от зоны групповых площадок.
Групповые площадки – основные места пребывания детей на участке, предназначенные для отдыха и игр детей на открытом воздухе. Обычно на каждые две площадки устанавливают один сдвоенный навес, площадь которого входит в площадь групповой площадки. Навес используется для групповых занятий и игр, не требующих активного движения (чтение, настольные игры). Каждая групповая площадка должна быть соответствующим образом оборудована, иметь песочницу, манежи, шведские стенки и т.д. Детские площадки проектируют таким образом, чтобы воспитатели в любой момент могли увидеть, чем занимается каждый ребенок. Площадь групповой площадки для детей в возрасте до трех лет должна составлять 150 м2 (при числе детей в группе 20 чел. и норме на одного ребенка 7,5 м2), а для детей от четырех до шести лет – 180 м2 (при норме на одного ребенка 9 м2).
Для детей четырех – шести лет оборудуют общую физкультурную площадку (площадью 250 м2) с приспособлениями для лазания, прыжков, подвижных игр и плескательным бассейном площадью 25…30 м2 и глубиной 0,25…0,30 м. Дно бассейна должно быть бетонированным, гладким и иметь наибольший уклон (0,005). Вокруг бассейна предусматривают плиточную дорожку шириной 0,6 м. Бассейн необходимо наполнять теплой водой.
Взаимосвязаны все планировочные элементы дорожками шириной 1,5 м. Групповые площадки связывают общей кольцевой дорожкой. Покрытие дорожек должно быть выполнено из специальной смеси (гравийная крошка, суглинистый грунт, высевки).
Озеленение детского сада зелеными насаждениями предусматривают в виде:
- рядов деревьев и кустарников (деревья с плотной кроной);
- групп и одиночных экземпляров деревьев;
- живых изгородей кустарников;
- цветников (двулетники, многолетники).
По периметру сада следует предусмотреть ряды деревьев с плотной кроной. По внешней границе проектируют живую изгородь из кустарников, по внутренней границе – кустарники в группах. Вокруг площадок проектируют деревья как с плотной, так и с ажурной кроной. Для проветривания территории между группами деревьев необходимо оставлять разрывы. Деревья и кустарники размещают так, чтобы большая часть под озеленение территории площадок (до 50%) в течение дня освещалась солнцем. Физкультурная площадка также должна быть хорошо освещена, поэтому деревья с широкой и плотной кроной вокруг этой площадки размещать не рекомендуется.
Плотность посадки деревьев и кустарников зависит от климатических условий местности и наличия подземных коммуникаций. Примерные нормативы количества деревьев, кустарников, цветников и газонов для детского сада приведены в табл. 2.
Таблица 2
Ориентировочная плотность размещения растений в озеленении территории детского сада
Элементы озеленения |
Природно-климатическая зона |
||||
Нечерноземная |
Лесостепь |
Степь |
Пустыня, полупустыня |
||
Северная часть |
Центральная часть |
||||
Деревья, шт.: Всего в том числе: средних крупных |
180 |
200 |
200 |
240 |
260 |
170 |
190 |
208 |
225 |
245 |
|
10 |
10 |
12 |
15 |
15 |
|
Кустарники, шт./га |
2700 |
3000 |
3300 |
3600 |
3900 |
Цветники, м2 |
50 |
80 |
100 |
120 |
150 |
Газон, м2 |
6700 |
6300 |
5200 |
5600 |
5200 |
В южных районах плотность посадок должна быть увеличена, а количество газонов сокращено. На игровых площадках в целях создания тени и благоприятных условий для отдыха детей рекомендуется размещать одиночные деревья или небольшие группы деревьев. Деревья первой величины (каштан конский, липа крупнолистная, береза повислая) следует использовать ограниченно. Возможно использование ели колючей (один-два экземпляра). Из кустарников рекомендуется использовать спиреи, сирени, пузыреплодник, калину обыкновенную. Не рекомендуются растения с шипами, колючками, ядовитыми плодами, низко опущенными соцветиями (виды спирей, миндаль, кизильник, дерен, шиповники, боярышник).
Цветники располагают преимущественно у входов в здание, а также в полосах между зданием и кольцевым проездом. Около входов на площадки хорошо смотрятся компактные цветники в форме прямоугольников или кругов. Ассортимент цветочных травянистых должен включать в себя в основном многолетние виды растений (флоксы, пионы, дельфиниумы, аквилегии и др.), а также цветущие длительное время однолетние виды (антирринум, петуния, космея, кларкия, портулак и др.)
Газона на территории детского сада должен быть устойчивым к вытаптыванию. Для его создания лучше всего использовать злаковые виды трав (мятлик, овсяница, полевица). В ряде случаев часть игровых площадок предусматривают с газонным покрытием. Устойчивая дернина создается из полевицы столонообразующей.
Озеленение школы. Школа – неотъемлемый элемент жилых комплексов. Они подразделяются на школы городского и районного значения. Они могут быть музыкальными, спортивными, художественными, а также школы – интернаты. Такого типа школы размещают в крупных жилых районах города. Время доступности до них не должно превышать 15…20 мин. Участки, отводимые под спортивные школы и школы – интернаты, имеют площадь 2,0…2,5 га на объект (район). Специализированные спортивные школы помимо главного учебного корпуса включают в себя закрытые помещения спортивных залов и бассейнов, открытые футбольные поля, площадки для волейбола, баскетбола. Площади территорий музыкальных и художественных школ рассчитывают исходя из 15 м2 на одного учащегося.
Архитектурно-планировочное решение территории школы должно отвечать соответствующим требованиям. Территории школ должны представлять собой сад специального назначения с набором площадок (спортивных, учебных, для отдыха) и прогулочным маршрутом движения, с соответствующим оборудованием и малыми архитектурными формами. На участках художественных школ предусматриваются специальные площадки для занятий на пленере. В озеленении школ зеленые насаждения проектируются в виде одиночных крупных растений, групп деревьев и красиво цветущих кустарников. Возможно устройство спортивной игровой площадки. При ландшафтном проектировании необходимо изолировать школьный участок. Как правило, участок следует ограждать металлической оградой высотой не менее 1,5 м. Расстояние (разрыв) от границы участка до красных линий улиц или проездов должно составлять не менее 15…20 м, до стен домов жилых зданий – не менее 10 м, до коммунальных предприятий – не менее 50 м.
Планировочным центром участка является здание школы. Здание, как правило, располагается у одной из сторон участка и ориентируется по сторонам света в соответствии с действующими санитарными нормами по освещению школьных помещений. Вокруг здания предусматривается проезд шириной не менее 3,5 м с разворотной площадкой (расстояние от фасада здания до ближайшего борта – не менее 8 м). При проведении благоустройства и озеленения территории школ необходимо провести четкое функциональное зонирование. На территории школы в соответствии с учебным процессом и программами предусматриваются различные площадки и устройства, предназначенные для проведения, как учебных занятий, так и для занятий физкультурой на открытом воздухе. В соответствии с этим школьный участок подразделяется на следующие функциональные зоны:
- спортивная (физкультурно-оздоровительная) зона;
- учебно-опытная зона;
- зона отдыха;
В озеленении школ зеленые насаждения должны играть функционально-планировочную роль – объединять все зоны в единое целое и отделять площадки друг от друга, обеспечивая защиту от шума, устраняя пыль и очищая воздух, создавая тем самым благоприятные условия для занятий и отдыха школьников. В общем балансе зеленые насаждения должны занимать не менее 40…50 % площади территории.
Спортивная зона включает в себя комплекс площадок с оборудованием, предназначенным для занятий физкультурой, в соответствии со школьными программами обучения (2 ч в неделю для каждого класса). По современным нормам общая площадь спортивной зоны должна составлять не менее 5500…6000 м2. В спортивной зоне, как правило, предусматривают:
- спортивное ядро (размером 118х48 м) с круговой беговой дорожкой (длиной 250 м) или, если не позволяет площадь, комбинированную площадку (размером 96х37 м) с беговой дорожкой (длиной 200 м);
- комбинированную площадку (размером 24х20 м) для проведения занятий младших школьников по волейболу, баскетболу;
- комбинированную площадку (размером 52х22 м) для проведения занятий по гимнастике и спортивных игр.
При ландшафтном проектировании спортивных площадок необходимо учитывать рельеф территории. На пересеченном рельефе спортивную зону проектируют на террасах. Крутизна откосов при разнице отметок террас 2 м принимается 1,0:1,5 и 1:2.
При дефиците территории два школьных участков объединяют в один. В этих случаях спортивная зона может быть общей для обеих школ. Если в ближайшем районе имеется спортивная школа, то спортивное ядро может быть уменьшено до 20 % от всей площади.
Зеленые насаждения в спортивной зоне размещают на небольших разделительных полосах или участках между площадками в виде рядов деревьев или живых изгородей кустарников. Растения не должны затенять игровых полей площадок. Ассортимент растений подбирается в соответствии с требованиями озеленения спортивных площадок. В табл. 3 приведен примерный баланс территории школы на 960 мест при общей площади участка 1,72 га.
Таблица 3
Примерный баланс территории школы на 960 мест
При общей площади участка 1,72
Наименование элементов |
Площадь элементов, м2 |
Примечание |
Застройки |
1943 |
|
Дороги, тротуары, отмостки |
1660 |
Покрытие асфальтовое |
Хозяйственный двор |
465 |
То же |
Учебно-опытная зона, в том числе: участок овощных и полевых культур коллекционно-селекционный участок с парниками и теплицей опытный участок младших классов плодовый сад и ягодник |
1450 |
Выполнять по проекту |
380 |
То же |
|
280
|
« |
|
120 |
« |
|
530 |
« |
|
Площадки: географическая и астрономическая |
140 |
Покрытие щебеночное |
Спортивная зона, в том числе: спорт-ядро (тип 11) садовые дорожки |
6144 |
Выполнять расчет по типовым альбомам в зависимости от их количества |
5664 |
||
60 |
Покрытие из щебня |
|
Зеленые насаждения (газоны, деревья, кустарники, цветники) |
4338 |
Выполнять по проекту и нормативам |
Учебно-опытная зона предназначается для проведения занятий на открытом воздухе и практических работ по биологии. Она включает в себя следующие планировочные элементы:
- опытный участок для выращивания полевых и овощных культур (площадью не менее 250…30 м2);
- опытный участок для занятий младших классов (площадью 120…150 м2);
- плодовый сад (площадью 450…500 м2);
- теплицы с парниками (площадью 250 м2);
- географическая и астрономическая площадки (площадью 100 м2);
- линейка для построений учащихся (площадью 400…450 м2).
Опытный участок для выращивания полевых и овощных культур и участок для занятий младших школьников располагают рядом с плодовым садом. Теплицу и парники размещают вблизи хозяйственного двора. Опытные участки должны быть освещены и защищены от ветра. Географическую и астрономическую площадки следует размещать изолированно от всех остальных участков и с противоположной стороны от спортивной зоны. Зеленые насаждения служат для изоляции отдельных участков и площадок. Они включают в себя ряды деревьев (со стороны спортивной зоны), живые изгороди (между площадками и опытными делянками), которые должны отстоять не менее чем на 10 м от плодового сада.
Зона отдыха включает в себя площадки для отдыха учеников (площадью 100…150 м2), прогулок и игр детей группы продленного дня. Площадки для прогулок и игр детей 1-4-х классов должны иметь площадь 200 м2 (две площадки на школу), а для детей 5-8-х классов - 300 м2 (две площадки на школу).
Зеленые насаждения в зоне отдыха следует размещать более свободно, в виде групп деревьев или кустарников на небольших участках вокруг площадок. Требования к размещению отдельных растений и групп такие же, как к размещению деревьев и кустарников вокруг площадок отдыха вблизи жилых домов. Площадки должны иметь как тенистые уголки для отдыха, так и инсолируемые участки. Для предотвращения чрезмерной инсоляции в южных областях следует размещать крупные ширококронные деревья на самих площадках. Расстояние от края дорожек до деревьев должно быть не менее 0,75…1,00 м. На отдельных участках зоны отдыха растения следует размещать с учетом раскрытия их декоративных качеств.
Ассортимент в озеленении школ должен быть подобран тщательно и, по возможности, включать в себя интродуценты в целях изучения дендрологической флоры и расширения биологических знаний школьников в области декоративного садоводства. В зонах отдыха следует предусматривать цветники из многолетников и открытые участки газона в разрывах между группами деревьев. Наиболее ценные виды следует сосредоточивать на коллекционном участке (виды хвойных). Не следует включать в ассортимент ядовитые растения (бересклет, волчье лыко, софору, аконит, наперстянку и др.).
Плотность размещения растений на 1 га в озеленении территории школы приведена в табл. 4.
Таблица 4
Плотность размещения растений на 1 га в озеленении территории школы
Элементы озеленения |
Природно-климатическая зона |
||||
Нечерноземная |
Лесостепь |
Степь |
Пустыня, полупустыня |
||
Северная часть |
Центральная часть |
||||
Деревья, шт.: всего в том числе: средних крупных |
125 |
140 |
160 |
180 |
200 |
- |
132 |
150 |
170 |
190 |
|
- |
8 |
10 |
10 |
10 |
|
Кустарники, шт. |
1880 |
2100 |
2400 |
2700 |
3000 |
Цветники, м2 |
80 |
80 |
100 |
120 |
150 |
Газон, м2 |
7700 |
7400 |
7000 |
6600 |
6300 |
Хозяйственную зону располагают со стороны входов в производственные помещения пищеблока и изолируют рядами деревьев или живой изгородью из кустарника шириной 3…5 м. Она включает в себя хозяйственный двор, на котором размещают сарай и мусоросборник. Для въезда и разворота автотранспорта необходимо предусмотреть открытый асфальтированный участок размером 12х12.
У самого здания школы предусматривают одну или две рекреационные площадки для отдыха старших и младших классов во время перемен, а также полосы газона (между проездом и зданием школы) с небольшими группами из кустарников и травянистых многолетников, а также с одиночными экземплярами низких деревьев. Деревья размещают на расстоянии не менее 10 м от здания, а кустарники – 5 м, с тем, чтобы школьные помещения не затенялись. По периметру внутренней части школьного участка предусматривают ряды деревьев и кустарников в полосе шириной 4…6 м, а с внешней стороны – полосу зеленых насаждений шириной 5…10 м. Для более эффективной изоляции следует использовать липу крупнолистную, клен остролистный с живой изгородью из пузыреплодника, боярышника обыкновенного.