Лесопарковый ландшафтный дизайн
Ландшафтное проектирование внегородских насаждений основой, которого служит учет природных данных с соответствующим изменением и использованием. Обработки требуют такие элементы ландшафтного дизайна, как зеленые насаждения, водоемы, рельеф, трассировка дорог и сооружения.
Зеленые насаждения. Основные пространственные членения пригородных парков – это массивы с полянами и луга.
Лесопарковый ландшафтный дизайн создается на основе существующего лесного массива, который подвергается следующей планировочной обработке:
- прорубка широких перспективных просек и прогулочных аллей;
- декоративное озеленение существующих полян и опушек (внутренних и внешних);
- местные расчистки отдельных участков с целью открыть живописные виды;
- устройство искусственных полян за счет малоценных зеленых насаждений;
- дополнительные подсадки декоративных пород; посадка деревьев и кустарников.
Если ландшафтный массив леса имеет свободные посадки и представляет собой, по определению Андре, «горсть разбросанного песка», его можно изменить, объединяя отдельные группы, удаляя некоторые деревья и подсаживая новые. То же можно сделать при искусственной, рядовой посадке массива, созданного как методом лесокультур, так и методом площадок.
Прорубка и удаление деревьев прямых просек по ширине и протяженности должна быть выдержана в крупных масштабах, без лишней деталировки (шириной не менее 20 м); они должны быть направлены на самые интересные точки лесопарка, либо завершаясь архитектурным ландшафтным сооружением, либо открываясь на луг или зеркало воды. При прорубке учитывается режим роста деревьев (выросших в обстановке лесного массива), и поэтому рекомендуется производить его постепенно, во времени. Необходимо всемерно использовать существующие просеки и дороги, сохраняя их и для видовых перспектив.
Границы просеки желательно окаймлять волнистой линией посадок деревьев и кустарников, играющих роль кулис и удлиняющих перспективу. Эти кулисы не должны быть слишком однообразными. Живописные изломы выполняются при помощи частичных подрубок, удаление деревьев и подсадок, отдельные выступы могут дополняться оторванными от массива группами и единичными деревьями. Посадка деревьев и кустарников и подбор для оформления сторон одной просеки зависит от освещения. Просека может быть и криволинейной, что дает в лесном массиве прекрасный эффект отдельных замкнутых перспектив, теряющихся на поворотах.
Зеленые насаждения, размещенные на границах массива по его контуру, образуют его опушку, в которую кроме деревьев и кустарников местных пород могут быть введены декоративные экзоты; это возможно особенно в тех частях массива, стороны которых обращены либо к югу и большую часть времени освещаются солнцем, либо к местам наибольшего скопления посетителей. Опушка, как правило, должна решаться в плане живописной линией границ посадок растений. Наиболее декоративны опушки, образуемые системой выступов и бухточек. Такое построение опушки в условиях солнечного освещения дает богатую игру света, и тени на зелени.
Отдельные выступы могут быть образованы несколькими деревьями и кустарниками, которые в отдельных случаях даже могут быть отделены от массива. Изолированные зеленые насаждения очень украшают массив, если в их состав кроме пород растений, общих с растениями основного массива, введены новые породы. Например, в состав лиственных пород вводят хвойные или в опушечные группы при хвойном массиве добавляют деревья лиственных пород (береза, осина, клен и др.). Указанные группы зеленых насаждений в выступах могут быть усилены или даже заменены одиночными деревьями с особо красивой развитой кроной или стволом.
Расчистка и вырубка деревьев излишне плотного массива, образование полян и прогалов производятся очень осторожно после тщательного изучения натуры и выявления наиболее разреженных участков, а также наиболее ценных деревьев и групп. Такая расчистка производится для того, чтобы открыть новые видовые перспективы, разместить сооружения и проложить парковые аллеи.
Один из основных компонентов лесопарковых массивов – поляны, которые вместе с водоемами составляют открытые пространства. В ландшафтной композиции парка открытые пространства часто определяют его характеристику. При большом количестве открытых полян парки часто называются лугопарками. Они характерны для средней полосы, закрытые пространства лесных массивов более характерны для южных парков.
В лесных массивах, где нет открытых ландшафтов, их, следует создавать искусственно, так как без ярко освещенных свободных пространств парк будет выглядеть сумрачно и однообразно. Для создания полян путем вырубки и валка деревьев нужно выбирать редины или места с малоценными зелеными насаждениями. Основные поляны выделяются по площади, им сопутствуют более мелкие, второстепенные поляны. Большое значение в композиции ландшафтного дизайна лесопарка имеют цепочки лужаек разной величины, организующие направление парковых маршрутов.
Разнообразное декоративное озеленение территории полян создает серию пейзажей, где переход от одной поляны к другой требует устройства плотных кулис, подчеркивающих первый план. Опушки полян озеленяются так же, как и опушки лесного массива. Плотные, замкнутые зеленые насаждения создают спокойные очертания, изрезанные края с «заливами» дают большую живописность. Выделенные группы или одиночная посадка деревьев усиливают перспективный отсчет и создают многоплановую композицию ландшафтного дизайна.
Глубинность перспектив озеленения создается специальным подбором ассортимента, где голубовато – серые тона удаляют задний план, а теплые желто – зеленые тона выдвигаются на передний план ландшафтного дизайна.
Лужайки по своей конфигурации могут приближаться к квадрату или быть вытянутыми. В практике русского паркостроения размеры полян таковы: в дендропарке Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева (ТСХА) 115X85 м; длинная поляна в Тростянце 175X60 м; в парке Вороново под Москвой 70X90; 70X80 и 40X20 м. При вытянутой конфигурации рекомендуется дать направление длинной оси с востока на запад, тогда центральная часть поляны будет всегда освещена. Кроме того, при компоновке зеленых насаждений следует учитывать, что на северной стороне полян, более ярко освещенной, нужно высаживать более темные компактные зеленые насаждения, а на южной стороне, находящейся в тени, - более светлые и ажурные. Очень важно расположение поляны на рельефе, когда легкий уклон в сторону открывающихся видов усиливает перспективу ландшафтного дизайна.
Дорожка может идти по краю поляны или пересекать ее. Она может спрятаться за группой деревьев, чтобы неожиданно открыть интересную перспективу ландшафтного дизайна. Каждый раз с дорожки должен открываться новый вид.
Примером богатства композиционных приемов в ландшафтном дизайне и озеленение участка полян могут служить такие наши парки, как дендропарк Тростянец, Павловск, Царицыно – Ленино, дендропарк ТСХА в Москве и целый ряд подмосковных и украинских парков, прекрасно разобранных в книге И.А. Косаревского «Парки Украiни», а также в работе С.Н. Палентреер «Построение пейзажей полян».
На двух примерах украинских парков раскрываются богатые возможности формирование ландшафта пейзажей полян. В центральной поляне Скала – Подольского парка акцентирование центральной перспективы достигнуто путем включения декоративных растений, которые своей формой и цветом крон выделяются на фоне плотного массива леса. На поляне Полонского парка ажурность листвы первого плана ландшафтного дизайна создает прекрасную рамку большому и многоплановому пространству лужайки.
Поляны в наиболее живописных местах лесопарка будут служить для массового отдыха и для пикников, поэтому для них должен быть хороший невытаптываемый травяной покров, может быть спортивный газон. В остальных местах, где предусматривается только индивидуальный и несистематический отдых, открытые поляны будут покрываться газоном лугового типа, не требующим особого ухода.
Облик полян следует приближать к природному ландшафту, но с усилением колористических эффектов. Для этого в зависимости от характера леса и почвенных условий необходимо добавлять красочные пятна цветущей травянистой растительности, подбираемой из местной флоры. Время цветения должно быть разным, чтобы весь сезон поляна имела красочную гамму. Это добавление цветущих растений может быть либо равномерным для получения пестрого однообразного луга, либо с включением отдельных красочных пятен, выделяющихся на фоне газона. Усиление красочного эффекта может быть достигнуто озеленением опушки цветущими кустарниками, подобранными по колориту с цветочным ковром поляны.
В цветочное озеленение могут быть введены «дикари», т.е. представители дикой сильки, маки и др. Можно вводить и технические культуры, очень интересные в декоративном озеленение, - клещевину, кукурузу, коноплю, ревень, подсолнух.
В местах отдыха хорошо создавать уголки «дикого ландшафтного сада», где используются оставшиеся пни, мох, камни, папоротники и подсаживаются цветущие многолетники. Такие «глухие» уголки, контрастные с освещенными лужайками, могут создавать особое настроение тишины и изолированности.
Кроме травянистой растительности лугового типа в сильно затененных или слишком обогреваемых местах, не служащих для отдыха, можно предусматривать площади с почвопокрывающей растительностью. Прекрасный эффект дают поляны с лиловым ковром дикого вереска, который особенно хорош в сочетании с хвойными породами (сосна, можжевельники). Вереск, низкорослые ракитники, стелящийся можжевельник, горна сосна создают своеобразный и долговечный покров, требующих минимальный уход за растениями.
Самые невзыскательные виды стелящейся растительности (плющ, барвинок малый, магония) могут с успехом заменить газон. В природе в тенистых лесных зеленых насаждениях развивается естественный покров из местных почвопокрывающих растений, эффект которых можно усилить добавлением красиво цветущих растений. Хвощи легко приживаются в тощих грунтах и на песчаных отмелях, в трясинах и болотах, по берегам ручьев и прудов, и их приспособляемость, как к сырым, так и сухим условиям позволяет широко их применять.
При построении пейзажа лугопарков можно вводить целые поля овощных культур, где кудрявые листья петрушки могут комбинироваться с тонколистными кустами спаржи, крупными темно – зелеными листьями ревеня, сине – зелеными листьями капусты и т.п.
Особый характер будет иметь открытый ландшафтный дизайн участка с водоемом, где луга будут преобладать и создавать типы лугопарков. На этих лугах также могут быть красочные пятна из луговых цветов и водная растительность. Многие влаголюбивые многолетники как высокорослые, так и низкорослые в сочетании с древесной растительностью и кустарниками помогут создать привлекательный ландшафтный дизайн открытых пространств.
Ландшафтные водоемы. Загородные ландшафтные парки создаются на основе естественных природных факторов, и поэтому естественные формы водных поверхностей – озеро, река, водопад и др. – должны быть максимально использованы. Вода, так же как и зеленые насаждения, - одно из наиболее важных условий загородного отдыха населения. Вот почему следует использовать малейшую возможность для создания ландшафтного водоема, учитывая все водные ресурсы – ручьи, протоки, заболоченные территории и т.д. В общей композиции ландшафтного дизайна парка водоем имеет решающее значение, и почти всегда все ландшафтные композиционные узлы лесопарка располагаются на берегах водоема.
Прибрежные ландшафтные участки водоемов больше всего насыщаются массовыми сооружениями, так как постоянно притягивают к себе посетителей парка. В связи с этим основные маршруты прокладываются с учетом скорейшего попадания к водоему. В отличие от городских парков, контуры искусственных ландшафтных водоемов в лесопарках всегда близки к естественным контурам, а их ландшафтное озеленение сливается с окружающим ландшафтным дизайном.
Гидротехнические сооружения – плотины, дамбы, водоспуски, шлюзы – при искусственном устройстве водоема должны быть связаны с окружающим ландшафтным дизайном, вливаться в общую композицию ландшафта парка, где они будут частью ландшафтного дизайна, а не просто гидротехническими сооружениями.
При осушении заболоченных территорий можно создать интереснейшую систему протоков и каналов. Прекрасная водная система протоков создана при осушении территории большого парка в Амстердаме. Рельеф территории лесопарка во многом определяет устройство водоемов. В оврагах можно устроить каскадные пруды. Большая разница в отметках рельефа отдельных частей парка позволяет устроить водоемы в разных уровнях с системой водопадов, использующих водосбросы, перебрасывающие воду из одного пруда в другой. Плоский ландшафтный рельеф территории позволяет устраивать большие водоемы с широкими просторами водной глади.
В ландшафтном устройстве водоемов большое значение приобретают их контуры. Простые контуры зрительно несколько сокращают площадь водоема, но зато создают ощущение больших водных просторов. Изрезанны контуры и острова членят большое пространство воды, создают разные условия видимости и зрительно увеличивают водную поверхность. Видовые площадки и подходы к водоемам желательно делать по продольным осям водоемов, открывающих наиболее глубокие виды в ландшафтном дизайне территорий.
При обработке берегов зелеными насаждениями, прежде всего учитывается рельеф. При плоском рельефе, когда нет резкой границы между берегом и водой, лучше всего применять низкие зеленые насаждения – травянистые, кустарники, а лесные массивы слегка отодвигать от уреза воды. Это создает еще более спокойный и открытый ландшафтный дизайн. Для получения впечатления темной, мрачной воды насаждения надо придвигать к берегу, лучше обрывистому.
Примеры открытого и закрытого водоемов. Большая водная гладь (700X120 м) водоема в Сокиринском парке подчеркивается мягкими линиями склона, покрытого зелеными насаждениями, спускающимися в коде. Нигде нет особых акцентов, пространство необычно воздушно и ясно. Другое впечатление создается от замкнутого, закрытого пейзажа заросшего водоема в густых насаждениях района Большой звезды Павловского парка. Узкий пруд, один из серии Краснодолинных прудов, размером 200X40 м, кажется еще более тесным из-за размещения островка; остров покрыт деревьями и окружен трельяжем, нарисованным Гонзаго. Заросшая тростником вода еще более усугубляет впечатление заброшенности и тишины.
На примере Гатчинских водоемов мы можем увидеть разнообразные приемы решений водных пространств. Гатчинская водная система вытянута с юга на север на протяжении почти 3 км и состоит из четырех озер – Белого, Серебряного, Черного и Глухого. Сами названия говорят о разной трактовке каждого из них.
Два первых озера размером в широкой части около 400 м разделены полосой вытянутых островов и полуостровов; они всегда залиты солнцем и окаймлены группами светлых лиственных деревьев, где темные силуэты хвойных (ель и пихта) вводятся только для контраста ландшафта. Два последних находятся в глухом хвойном лесу, который подступает прями к воде и, отражаясь в ней, придает ей глубокую темную окраску.
Перспективы на Белом озере раскрываются видовыми просеками или открытыми полянами. И те, и другие имеют сложные пространственные членения благодаря интересным сочетаниям растений и изрезанным контурам берегов. Раскрываясь через водные протоки, они создают глубинные пейзажи ландшафтного дизайна.
Рельеф и трассировка дорог. При решении территорий пригородных парков рельеф – естественная основа всей ландшафтной композиции. Если на территориях городского парка рельеф может изменяться согласно общему архитектурному замыслу, то в пригородных парках он остается без изменения, а его структура играет главную роль в решении всех ландшафтных элементов парка. Размещение водоемов и сооружений, трассировка дорог, основные пространственные членения всецело зависят от характера поверхности земли.
Крутые склоны высоких гор зрительно более утомительны, чем мягкие линии холмов. Они доминируют в ландшафтном дизайне и им подчиняется вся планировка. Легкие плавные склоны холмов создают прекрасные возможности для решения отдельных парковых пейзажей, раскрывая перспективы ландшафтного дизайна и облегчая создание видовых планов.
Плоские равнины наименее выразительны и по существу не играют особой роли в создании паркового ландшафтного дизайна.
Маршруты парковых дорог прокладываются с точным учетом рельефа, открытых пространств полян и лесных массивов. Маршруты как трассы движения посетителей разрабатываются ландшафтным архитектором на основе всех обследований с учетом видовых точек, мест массовых посещений, размещения сооружений и малых архитектурных форм. Красота отдельных ландшафтных пейзажей раскрывается постепенно благодаря правильно разработанной трассе движения, и у посетителя создается картина лесопарка. Большие территории лесопарков не могут быть охвачены сразу, одним взглядом, поэтому важно разбить осмотр на отдельные районы, где каждый район будет иметь в ландшафте свою доминанту.
Направление движения к какой–нибудь точке – виду, ландшафтному сооружению или месту отдыха, чередование солнца и тени, открытых водоемов и замкнутых лесных пространств будут вносить разнообразие в маршруты по лесопарку. Интересный, пересеченный рельеф используется для туристских походов и экскурсий. Спокойный рельеф и большие лесные массивы хороши для дальних прогулок.
Сооружения и малые архитектурные формы в пригородных массивах в большинстве случаев не являются доминантами в ландшафтном дизайне. Их расстановка и ландшафтная архитектура подчиняются естественным, природным факторам. Они – неотделимая часть примыкающего к ним пространства. Ландшафтное сооружение в лесопарке должно быть хорошо видно при подходе, оно должно направлять пешехода и организовывать прилегающее пространство.
Иногда ландшафтные сооружения могут доминировать в ландшафтном дизайне, как, например, возвышающиеся над парком беседки на горе Цзиншань («Гора прекрасного вида») в Пекине. Эти беседки, завершающие три искусственно насыпанных холма, являются их своеобразным продолжением, органически с ними сливаясь. Примером удивительного слияния ландшафтной архитектуры сооружения с участком, на котором оно построено, может служить дом Ф.Л. Райта в Тейлизине – Вест в шт. Аризона (США). Райт всегда считал, что «… нужно стремиться к тому, чтобы здание принадлежало земле, чтобы оно не было коробкой, взгромоздившейся на скалу или воткнутой в почву, выступая в виде чего-то искусственного, не принимающего во внимание, где оно стоит…».
Участок – исходный момент для ландшафтного строительства. От его рельефа, освещения, растительности, от наличия воды и даже от самой формы участка зависит принятый архитектором характер сооружения. Дом Райта в Тейлизине – это своеобразный ландшафтный элемент земной поверхности, на которой он построен. Грубая фактура каменного основания органически сливается с рельефом местности. Горизонтальные линии верхней части подчеркивают большие просторы вокруг здания. Даже по цвету, здание неотделимо от окружающей его природы, а ассортимент насаждений около здания ничем не выделяется от окружающих природных растений.
Другим примером полного слияния с ландшафтным дизайном служит дом, построенный Райтом в Калифорнии. Дом поставлен на горе над морем. Со стороны моря он возвышается, а со стороны горного хребта мало заметен, так как врезан в гору. Покрытая дранкой крыша – того же цвета, что и ствол сохраненного большого дуба. Кажется, что дом вырос на этом месте подобно дубу.
Ландшафтное окружение сильно влияет на восприятие сооружения. Вспомним глухую тропу среди дремучего леса, подводящую к мавзолею Павла в Павловске. Тишина и заброшенность места уже заранее создают грустное настроение. И когда возникает павильон, построенный Тома де Томоном в строгих классических формах, то он воспринимается органически слитым с ландшафтным дизайном окружающей территории.
Совсем другое восприятие от дворца в Павловске на открытом холме или от Миловиды архитектора Егорова в Царицыне с открытой перспективой на парк и пруд.
Малые архитектурные формы создают акценты при движении по лесопарку. Особенно интересны своеобразные рамки первого плана в пейзаже, через некоторые просматривается задний план.
В ландшафтной архитектуре лесопарковых сооружений не должно быть материалов, чуждых окружающей среде. Сложные пространственные ландшафтные композиции с террасами, двориками очень хороши при простых фактурах земли, камня и леса, обогащенных потоками солнечного света, узорами теней, воздушностью ландшафтных перспектив. В ней должны преобладать дерево, дранка, неободранные березовые стволы (вспомним березовый домик в Гатчине, сделанный архитектором Львовым подобно штабелю дров), грубая каменная кладка, большие пространства стекла, перголы, трельяжи, которые создадут прекрасную связь с окружающим пространством.
Скульптуры, как и малые архитектурные формы, должны сочетаться с ландшафтным дизайном. Пожалуй, наиболее уместным материалом для скульптуры будет дерево или естественный камень, но никак не бетон или гипс, применяемый во многих современных скульптурах, и никак не увязанные с окружающим ландшафтным пейзажем. Деревянная скульптура кабана шведского скульптора Карла Миллеса может служить образцом формы, сочетающейся и по фактуре, и по материалу с фоном леса.