Благоустройство туристских территорий
Благоустройство границ туристских комплексов. Туристские комплексы могут создаваться на основе одного или нескольких близко расположенных объектов массовых посещений туристов. Эти объекты следует рассматривать в качестве планировочных центров формируемых комплексов.
Для того, чтобы обеспечивалась удобная пешеходная доступность объектов осмотра и обслуживания туристов, желательно, чтобы линейные размеры туристского комплекса не превышали 1 км, а радиус доступности остановок общественного пассажирского транспорта и основных объектов обслуживания туристов от главных достопримечательностей был не более 500 м (7-10 минутная пешеходная доступность).
В границы туристских комплексов включаются:
а) участки, ценные в историко-культурном и природном отношении:
- участки историко-культурных и природных ценностей и их охранные зоны;
- зоны охраны культурного слоя;
- зоны охраны природного окружения;
- зоны регулируемой застройки;
б) участки, с благоприятными условиями для размещения объектов обслуживания и отдыха туристов:
- участки объектов обслуживания или перспективные для размещения новых объектов обслуживания туристов;
- парки и другие территории озеленения и благоустройства, которые могут использоваться как места кратковременного отдыха туристов;
в) участки, нуждающиеся в ландшафтной реконструкции:
- свободные от застройки участки;
- участки с малоценной, находящейся в плохом техническом состоянии застройкой;
- участки с непрофильными объектами, владельцы которых дали согласие переехать в другие места;
г) участки, обеспечивающие функциональную или пространственную целостность ландшафтно-проектируемой территории.
Определение потребности в объектах обслуживания туристов. Развитая сеть объектов обслуживания является необходимым условием эффективного функционирования туристских комплексов.
В состав объектов обслуживания туристов входят рестораны, кафе, бары, пункты быстрого питания), гостиницы, другие объекты проживания туристов, объекты развлечений, магазины сувениров, антикварные, букинистические, произведений народных ремесел и промыслов, художественные галереи, места сбора экскурсионных групп, высадки-посадки туристов, автостоянки туристских автобусов и легкового транспорта туристов, стоянки такси, остановки общественного пассажирского транспорта, пункты туристской информации, экскурсионные бюро, киоски продажи путеводителей, прохладительных напитков, банкоматы, пункты обмена валют, представительства туристских фирм, страховых компаний, места кратковременного отдыха туристов, общественные туалеты, пункты охраны общественного порядка, пункты оказания первой медицинской помощи.
Важно, чтобы туристам не только предоставлялся полный комплекс необходимых услуг, но и давалась возможность выбора объектов посещения.
При определении состава объектов обслуживания важно учитывать не только функциональный профиль, но и специализацию туристских комплексов. Например, в комплексах познавательного туризма, создаваемых на основе центров народного искусства, необходимы магазины по продаже художественных изделий, сувениров.
Обслуживание туристов относится к экономически эффективным видам деятельности. Регулирование состава и соотношения объектов обслуживания осуществляется по рыночным законам - сохраняются и развиваются те объекты, которые пользуются спросом у туристов. В то же время необходим контроль и регулирование этих процессов с тем, чтобы обеспечить комплексность обслуживания туристов. В местах их концентрации, наряду с высокорентабельными объектами обслуживания, привлекательными для частных инвестиций (казино, рестораны высшей категории, др.), должны размещаться также малорентабельные и нерентабельные, но необходимые объекты обслуживания (общественные туалеты, пункты связи, оказания первой медицинской помощи, охраны общественного порядка).
Размещение объектов обслуживания туристов. В пределах туристских комплексов следует формировать преимущественно пешеходные пространства с возможностью проезда специальных видов транспорта.
Для удобства пользования объектами обслуживания туристов важна минимизация затрат времени на их посещение, то есть, чем ближе расположены объекты обслуживания к местам массовых посещений туристов и друг к другу, тем удобнее пользоваться ими.
Оптимальная доступность объектов обслуживания. Удобной считается пешеходная доступность в пределах 2-3 минут, что соответствует расстоянию 100-175 м при расчетной скорости движения пешехода 3-3,5 км/ч; относительно удобной - пешеходная доступность 5-7 мин (250-400 м); приемлемой - 10-12 мин (500-750 м); допустимой - 15-17 мин (до 1000 м).
Размещение объектов обслуживания следует вести с учетом частоты и массовости пользования ими туристов. Более часто и массово посещаемые объекты обслуживания туристов размещаются ближе к главным объектам притяжения туристов:
- в их ближайшем окружении (до 70 м) рекомендуется размещать пункты туристской информации, охраны порядка, оказания первой медицинской помощи, озеленение и благоустройство территорий мест кратковременного отдыха туристов;
- на расстоянии от 70 м до 250 м - площадки высадки-посадки туристов из автобусов, стоянки такси, велосипедные стоянки, общественные туалеты, озеленение и благоустройство мест кратковременного отдыха туристов, пункты обмена валют, киоски по продаже сувенирной продукции, пункты быстрого питания;
- на расстоянии от 250 до 500 м - остановки общественного пассажирского транспорта, автостоянки туристских автобусов и индивидуального легкового транспорта туристов, рестораны, бары, магазины по продаже сувенирной продукции, антиквариата, произведений народных ремесел и промыслов;
- на расстоянии далее 500 м - объекты развлечений, гостиницы, представительства туристско-экскурсионных фирм, страховых компаний, художественные галереи, другие, представляющие интерес для туристов объекты.
Группировка объектов обслуживания. Вблизи главных объектов притяжения туристов следует размещать дополнительные объекты посещения туристов, тематически связанные с главным. Это дает туристам возможность выбора интересующих объектов и способствует рассредоточению туристских потоков.
При благоустройстве комплексов познавательного туризма, связанных с важными историческими событиями, выдающимися деятелями истории и культуры, в качестве дополнительных объектов посещения туристов могут быть рекомендованы музейные экспозиции, относящиеся к соответствующей эпохе, художественные галереи, места проведения театрализованных представлений, др.
В комплексах культурно-развлекательного туризма, формируемых на основе кулинарных парков с дегустацией блюд местной, региональной, национальной кухонь, в качестве дополнительных объектов посещения туристов могут быть рекомендованы салоны по обучению кулинарному искусству; музейные экспозиции с демонстрацией старинных предметов быта; места выступлений танцевальных, музыкальных исполнителей, театральных и цирковых артистов.
В комплексах лечебно-оздоровительного туризма, формируемых на основе медицинских центров, в качестве дополнительных объектов посещения туристов могут быть рекомендованы музейные экспозиции, связанные с лечебно-оздоровительной культурой и медициной; салоны по обучению различным видам массажа, оздоровительной гимнастике.
Этот же принцип - группировки тематически и функционально взаимосвязанных объектов - следует применять при размещении объектов обслуживания во всех типах туристских комплексов.
Обоснование границ туристских зон. В границы туристских (культурно-туристских) зон включаются следующие объекты и территории:
- историко-культурные ценности, которые используются или могут быть использованы как объекты туристского показа, участки историко-культурных ценностей, их охранные зоны;
- природные ценности, которые используются или могут быть использованы как объекты туристского показа, участки природных ценностей, их охранные зоны;
- парки, прочие природные ландшафты, которые могут использоваться как ландшафтно-рекреационные территории;
- участки размещения объектов обслуживания туристов включая территории перспективного освоения;
- участки, обеспечивающие транспортные и пешеходные связи;
- участки, обеспечивающие пространственную целостность формируемых туристских зон.
Базовыми материалами установления границ участков историко-культурных и природных ценностей, их охранных зон являются архивные и учетные данные, градостроительная проектно-планировочная документация (генеральные планы городов, проекты детальной планировки, проекты регенерации зон исторической планировки и застройки). Важно также выявление мест, связанных с историческими событиями, местными обычаями, искусством, народными легендами и мифами, которые представляют интерес для туристов.
Так как в городах, прошедших долгий путь исторического развития, многие историко-культурные ценности утеряны, при определении границ туристских (культурно-туристских) зон важно использовать материалы исторических изысканий, позволяющие учитывать местоположение не только сохранившихся, но и утраченных объектов, воссоздание которых представляет интерес для туристов.
Исторические центры городов часто включают живописные ландшафты: реки, озера, холмы. В композиционной взаимосвязи с ними размещались храмы, дворцы, административные здания. В границы туристских (культурно-туристских) зон следует включать участки, с которых хорошо обозреваются памятники архитектуры. Поэтому важное значение имеют натурные обследования, позволяющие уточнить границы туристских зон с учетом ландшафтных особенностей и условий зрительного восприятия пространства.
При определении границ туристских (культурно-туристских) зон необходимо учитывать, что устанавливаемые для них регламенты градостроительного развития и использования территории должны распространяться на преобладающее большинство земельных участков на этой территории - не менее 60 % общей площади зоны.
Благоустройство и развитие туристских зон в городе Москва. В столице России ведется формирование 28 туристских зон. Большинство из них - культурно-туристские зоны, которые создаются в местах сосредоточения историко-культурных ценностей. Особенно много притягательных для туристов историко-культурных объектов, на базе которых формируются культурно-туристские зоны, в историческом центре Москвы: Московский Кремль, Красная площадь, Китай-город, Манежная, Театральная и Лубянская площади, Храм Христа Спасителя, улицы Остоженка-Пречистенка, Старый и Новый Арбат, Бульварное кольцо, в том числе Никитские, Покровские, Яузские ворота, Чистые пруды, Сретенский, Страстной, Рождественский и другие бульвары, Пушкинская площадь, сад "Эрмитаж", Третьяковская галерея, ансамбли Замоскворечья, Заяузье-Лефортово и др.
Другими местами притяжения туристов в Москве, на основе которых формируются туристские зоны, являются: в северной и северо-западной частях - Петровско-Разумовское, Всероссийский выставочный центр, Ботанический сад, Химкинское водохранилище, Покровское-Стрешнево; в южной части - Коломенское, Царицино, Битцевский лесопарк, Узкое; в юго-западной части - Лужники, Воробьевы горы, Университет; в западной части - Крылатское, Серебряный бор, Кутузовский проспект, парк Победы; в восточной части - Измайлово, Кусково, Кузьминки.
Для размещения объектов обслуживания туристов, посещающих Кремль и Красную площадь, использовано подземное пространство - под расположенной рядом Манежной площадью в 1990-е гг. построен подземный торгово-обслуживающий центр.
Туристские зоны соединены между собой радиальными магистралями и кольцевыми маршрутами включая малое кольцо Московской железной дороги, а также водным маршрутом по Москва-реке.
Плотность посетителей в местах массовых посещений туристов. В пределах туристских зон посетители размещаются неравномерно. Наиболее высока плотность посетителей в местах проведения массовых мероприятий и вблизи объектов туристско-экскурсионного показа, обычно в радиусе до 100 м от них.
При ландшафтном проектировании туристских зон следует регулировать плотность посетителей путем рационального размещения объектов обслуживания туристов, не допуская чрезмерной концентрации посетителей. Рекомендуемые показатели плотности туристов в местах массовых посещений в пределах туристских зон приведены в табл. 1.
Таблица 1. Рекомендуемые показатели плотности туристов в местах массовых посещений
Места массовых посещений туристов |
Расчетная плотность единовременных посетителей, чел./га |
Участки проведения массовых мероприятий под открытым небом (праздников, концертов и т.п.) |
2000-3000 |
Открытые пешеходные пространства (пешеходные улицы, площади, набережные) |
1000-2000 |
Участки объектов питания, торговли, развлечений туристов |
500-1000 |
Участки историко-культурных ценностей |
200-600 |
Современные парки, другие благоустроенные озелененные территории |
100-150 |
Исторические парки-памятники садово-паркового искусства |
20-30 |
Примечание. Приведенные показатели имеют рекомендательный характер и должны уточняться для конкретных градостроительных условий.
При разработке проектов благоустройства и развития туристских зон в исторических городах выявляются главные объекты посещения туристов, на основе которых формируются туристские комплексы, объединяемые туристскими трассами.
В составе проектных материалов по благоустройству и развитию туристских зон разрабатываются схемы размещения историко-культурных ценностей и их охранных зон, размещения объектов посещения и обслуживания туристов, трассировки туристских маршрутов, размещения ландшафтно-рекреационных и озеленение и благоустройство территорий, функционального зонирования территории.
Для туристов притягательны как широко известные, так и новые оригинальные объекты.
Организация транспортных связей. Въезды в города - центры туризма осуществляются по автомагистралям, железным дорогам, воздушными и водными путями. Важно обеспечить удобные транспортные связи между въездами в города, железнодорожными, автобусными, речными вокзалами, аэропортами, в которые прибывают туристы, и туристскими зонами.
К транспортным коммуникациям, по которым туристы въезжают в города, предъявляются повышенные требования безопасности дорожного движения; то же - и к архитектурно-художественной организации прилегающих территорий и застройки.
Передвижение туристов по территории городов осуществляются преимущественно по магистральным улицам и дорогам. Для подъезда к туристским объектам используются также улицы районного и местного значения.
Так как туристские автобусы имеют большой радиус поворота, для их передвижения должны быть разработаны специальные схемы организации движения транспорта, в которых надлежит комплексно учитывать потребности движения туристских автобусов и городского автотранспорта. Выбор схем организации движения транспорта определяется с учетом градостроительной ситуации. На схемах выделяются улицы, по которым осуществляется подъезд туристских автобусов к объектам массовых посещений, места-высадки туристов, автостоянки.
В пределах туристских территорий следует предусматривать благоустройство велосипедных дорожек. Ширина велодорожек принимается при одностороннем движении 2,5 м, а при двухстороннем - 3 м. Продольные уклоны велодорожек принимаются, как правило, не более 3 %, а поперечные - 1,5-2,5 %, радиусы поворотов - не менее 5 м. Велосипедные пути так же, как и пешеходные, желательно прокладывать в окружении зеленых насаждений.
Организация пешеходных связей. В местах массовых посещений туристов создаются преимущественно пешеходные пространства. Проводится озеленение и благоустройство этих территорий, насыщаются они функциональными и декоративными элементами благоустройства, пленэрной скульптурой.
Пешеходные пути проектируются с нормативными уклонами и с учетом требований удобного передвижения физически ослабленных лиц (инвалидов, престарелых и др.).
Организация пешеходных путей взаимосвязана с трассировкой туристско-экскурсионных маршрутов.
Пешеходные пути туристов следует, по возможности, пространственно отделять от улиц с интенсивным движением транспорта. Наиболее целесообразна прокладка пешеходных путей вдоль парков, бульваров, других мест озеленения и благоустройства территорий, создание пешеходных озелененных набережных.
Пространственное разделение пешеходов и транспорта может осуществляться по горизонтали или по вертикали. Вертикальное разделение пешеходов и транспорта более эффективно, так как позволяет при размещении транспортных коммуникаций и автостоянок под землей увеличить площадь открытых пространств озеленения в уровне земли.
Создание пешеходных улиц и площадей в сложившейся исторической застройке - достаточно сложная, но реальная градостроительная задача. При этом к объектам массовых посещений должны быть организованы удобные транспортные подъезды, обеспечивающие возможность подъезда туристских автобусов.
Потребность в автостоянках и их размещении. Для эффективного функционирования туристских зон необходимо наличие автостоянок нужной площади, расположенных в удобной пешеходной доступности от основных туристских объектов.
Площадь автостоянок определяется исходя из единовременного количества посетителей туристских объектов.
Рекомендуемая обеспеченность автостоянками составляет 100-150 машино-мест на 1000 мест единовременных посетителей музеев, театров, концертных залов, выставок, вокзалов, ресторанов и других объектов массовых посещений. При этом следует учитывать разницу габаритов транспортных средств: 3,5 ×15 м для одного туристского автобуса и 2,5 × 5,5 м для одного легкового автомобиля. Средняя загрузка одного туристского автобуса - 40 чел., одного легкового автомобиля - 2,5 чел. Соотношение туристов, приезжающих на туристских автобусах и на легковых автомобилях, как показывает практика, составляет 8:2.
Потребность в автостоянках в расчете на 1000 туристов составляет 20 машино-мест для туристских автобусов (20 × 40 чел. = 800 чел.) и 80 машино-мест для легковых автомобилей (80 × 2,5 чел. = 200 чел.). Для этого требуется участок площадью 0,4 га, в том числе для 20 туристских автобусов 0,2 га и для 80 легковых автомобилей 0,2 га (с учетом проездов).
С учетом острого дефицита свободных территорий для размещения автостоянок нужной площади в местах массовых посещений туристов проблема может быть решена путем устройства площадок для высадки-посадки туристов и размещения автостоянок для туристских автобусов в радиусе 10-минутной транспортной доступности (до 5 км). Автобусы будут подъезжать за туристами к назначенному времени или по вызову гида.
Такое решение позволяет минимизировать площади, необходимые для транспортного обслуживания объектов массовых посещений туристов. Имея площадку одновременной высадки-посадки 5 туристских автобусов площадью 0,1 га можно в течение 15-20 мин за несколько смен привезти или увезти до 1000 туристов.
Архитектурно-пространственная организация туристских трасс. Существенно различаются требования к благоустройству городских и загородных туристских трасс.
Архитектурно-пространственная организация городских туристских трасс направлена на решение следующих задач:
- обеспечение удобных связей между въездами в города, вокзалами, местами массовых посещений туристов;
- создание выразительного архитектурно-художественного облика застройки вдоль трасс;
- рационально размещение объектов и комплексов обслуживания, мест отдыха туристов, информационного оборудования.
Вдоль городских туристских трасс следует формировать выразительные архитектурные ансамбли. Первое впечатление от города создается у туристов при въезде по автомобильной или железной дороге. Поэтому к прилегающим к туристским трассам территориям и застройке предъявляются повышенные эстетические требования.
Благоустройство, озеленение, цветочное оформление и ландшафтный дизайн вдоль туристских трасс также должен отвечать высоким архитектурно-художественным требованиям.
Архитектурно-пространственная организация загородных туристских трасс направлена на решение следующих задач:
- выявление композиционно-пространственных особенностей территории и гармоничное включение туристских трасс в ландшафт;
- формирование выразительных зрительных картин, которые открываются с туристских трасс в процессе движения;
- защита придорожных населенных мест, сельскохозяйственных угодий, охраняемых природных территорий от шума и загазованности, создаваемых транспортом;
- рационально размещение объектов и комплексов обслуживания, мест отдыха туристов, видовых площадок;
- создание эффективной информационной среды вдоль туристских трасс.
При ландшафтном проектировании загородных туристских трасс должны сохраняться ценные природные и культурные элементы ландшафтов, обеспечиваться визуальное раскрытия прилегающих территорий с дороги при движении. При этом необходим дифференцированный подход, учитывающий категории дорог, особенности придорожных ландшафтов, визуально-пространственные качества дорожной среды, скорости движения транспорта.
В районах с живописными ландшафтами целесообразно создание специальных парковых дорог. При их ландшафтном проектировании особые требования предъявляются к архитектурно-ландшафтной организации дороги и прилегающих территорий, а также безопасности движения. Рекомендуется "вписывать" дороги в ландшафт за счет трассирования их в виде плавной пространственной линии, элементы плана ландшафтного проектирования, продольного и поперечного профиля которой гармонично сочетаются между собой и с окружающим ландшафтом. При этом следует обеспечивать зрительную динамичность трассы, сохранение и зрительное раскрытие пейзажного окружения.
При прохождении туристских трасс через территории национальных и региональных парков, других охраняемых природных комплексов необходимо обеспечивать возможности безопасного перехода животных через дороги с интенсивным движением транспорта. С этой целью при строительстве мостов через реки должны оставляться проходы под мостами, строиться специальные мосты с земляным покрытием и ограждением над дорогами для перемещения животных.
Вдоль туристских трасс формируются развитая сеть объектов обслуживании туристов (места отдыха, ночлега, питания, торговли, санитарно-бытовые удобства) и автотранспорта (автозаправочные станции, станции технического обслуживания транспорта, автостоянки).
Важно раскрытие историко-культурного и природного потенциала территории, по которой проходит туристская трасса, путем создание системы визуальной туристской информации, включающей данные о туристских объектах: памятниках истории, культуры, природы, других достопримечательностях; о размещении объектов придорожного сервиса; схемы туристских маршрутов с указанием расстояний между основными объектами; дорожные указатели направления движения к туристским объектам с указанием расстояний. В систему дорожной информации входят и монументальные художественные произведения, знаки, отмечающие въезды в страну, области, города, др.
Между городами - центрами туризма целесообразно создание линейных ландшафтных парков, включающих пешие и конные тропы, велодорожки, разделенные зелеными защитными полосами и связывающие городские и загородные туристские комплексы и зоны.
Линейные ландшафтные парки создаются вдоль туристских трасс и планировочно организуются таким образом, чтобы давать возможность варьировать туристско-экскурсионные маршруты по продолжительности, видам транспорта, тематике. Например, поход по старинным усадьбам пригородной зоны может быть одно-, двух- или трехдневным, совершаться пешком, на велосипеде (зимой на лыжах), на конном транспорте. Идя в пеший, велосипедный или водный поход, назад в город можно вернуться на рейсовом автобусе или по железной дороге.
При ландшафтном проектировании и создании линейных ландшафтных парков могут использоваться заброшенные железнодорожные ветки, каналы, долины малых рек и ручьев.