Английские пейзажные парки в XVIII-XIX вв.
Благодаря промышленной революции и развитию флота, Англия в XVIII – начале XIX в. стала ведущей экономической державой мира и распространила свое влияние на Северную Америку, Австралию, страны Востока. В богатеющей стране развернулось строительство жилищ и парков.
Пейзажные парки, пришедшие на смену регулярным, отличаются от них не только композиционными приемами, но и философией. Линейные посадки деревьев и кустарников сменились групповыми, появились массивы зеленых насаждений с естественными контурами, поляны и лужайки свободных очертаний. Стремление подражать природе проявилось в свободной планировке парков с выявлением особенностей рельефа, в создании водоемов с извилистыми берегами, криволинейных парковых дорожек.
Парки воспроизводители живописные природные пейзажи. Однако это было не простое «облагораживание» природных ландшафтов, создавались рукотворные пейзажные композиции ландшафтного дизайна, в которых не было случайных элементов. Создавалось продуманное соотношение открытых, полуоткрытых и закрытых пространств. Прокладывались пешеходные пути, идя по которым можно было наблюдать последовательную смену пейзажных картин. Чтобы усилить связь парков с окружающими ландшафтами, вместо оград устраивались рвы или изгороди маскировались зелеными насаждениями.
XVIII век называют эпохой Просвещения. Это период идеализации «золотого века» античности. В парках размещались разнообразные романтические сооружения – руины, гроты, хижины отшельников (эрмитажи); имитировалась сельская идиллия с декоративными пастбищами коров и овец, «крестьянскими» жилищами. Значительное влияние на развитие садово-паркового ландшафтного искусства оказали произведения пейзажной живописи таких художников, как Клод Лоррен, Никола Пуссен, Антуан Ватто, Оноре Фрагонар и др.
Именно в этот период европейцы познакомились с китайским садово-парковым ландшафтным искусством, которое поразило воображение европейских путешественников. Были изданы книги с превосходными гравюрами китайских императорских садов и парков.
В то же время английские пейзажные парки – не заимствование приемов и принципов паркостроения Китая, в английских пейзажных парках выражено собственное представление о красоте природы.
Характерным примером английского пейзажного парка является парк Стоу, расположенный в районе Букингема (около 100 км от Лондона). Он создан на месте регулярного парка, перепланировку которого начал в 1714 г. Ч. Бриджмен, а завершили в 1738 г. Вильям Кент (1685-1748) и его ученик Ланселот Браун (1716-1783). В плане парк имеет форму неправильной трапеции. За дворцом, расположенным в глубине парка, находится большой луг, а за ним – озеро. В парке сформированы живописные пейзажи с многоплановыми перспективами, мастерски размещены зеленые насаждения, создающие игру света и тени. При создании парка был использован прием оптического включения в парковую композицию прилегающих ландшафтов, благодаря разрывам в стенах, окружающих парк. Парковые сооружения: храмы Вакха, Венеры, Дружбы, Палладиев мост – послужили примером для многочисленных подражаний.
Парк Кью в Лондоне, расположенный на берегу Темзы, занимает территорию площадью 160 га. В формировании его планировки и ландшафтных композиций с начала XVIII в. принимали участие: Бриджмен, Чемберс, В. Кент, В. Айтон, Л. Браун. Благодаря усилиям Дж. Бэнкса и Д. Хукера в оранжереях и питомниках парка была собрана богатейшая коллекция растений, привезенных с разных континентов. В 1841 г. королевским указом парк был объявлен Национальным ботаническим садом. В настоящее время это еще и памятник Всемирного культурного наследия.
Большое влияние на развитие пейзажного направления в европейском садово-парковом ландшафтном искусстве оказал теоретик и практик Хемфри Рептон (1752-1817). Он написал широко известный трактат по паркостроению, изданный в 1803 г., и сформулировал принципы ландшафтного проектирования пейзажных парков: следует подчеркивать естественную красоту ландшафта и скрывать его недостатки; планировка должна быть свободной; парковые пейзажи необходимо создавать таким образом, чтобы возникла иллюзия их естественного происхождения; все элементы парка должны быть подчинены единому замыслу.
Из Англии пейзажное садово-парковое ландшафтное искусство распространилось по всей Европе. В XVIII-XIX вв. пейзажные парки получили широкое распространение в Германии, Франции, России и других странах. Были изданы теоретические труды и практические руководства по пейзажному паркостроению. Многие регулярные парки в этот период были переделаны в пейзажные.